Определение по возможности не должно содержать в определяющем понятии отрицательных признаков.
Например, нельзя сказать, что «Республика- это форма правления, не являющаяся монархией», так как оно не выполняет вторую задачу определения: сообщать существенную информацию об определяемом понятии.
Иногда сложно избежать использования отрицания, что называется «использование отрицательного признака при необходимости».
Пример. Автократия – это монархия, в которой отсутствуют подлинно представительные учреждения.
Правило ясности.
Определение должно быть как можно более ясным.
Например: «Дети – это цветы жизни»; «Повторение – это мать учения» –это неясные определения.
Ясное определение должно отвечать двум требованиям:
1. Слова, встречающиеся в определяющей части, должны иметь как можно более ясный смысл, среди них не должно быть метафор и прочих образных выражений.
2. Понятия, которые мы используем в определяющей части, должны быть нам лучше известны, чем определяемое понятие.
Если сказать: «Трансцендентальное Я – это синтетическое единство трансцендентальной апперцепции субъекта», то это вряд ли нам поможет что-то понять и разъяснить.
Подводя итог, скажем, что систематическая работа с определениями помогает: 1. Ответственно относиться к своим мыслям, поскольку мысли этого типа могут быть проверены на правильность по простым и ясным правилам; 2. Ясно, кратко и точно выражать свои мысли.
Это важнейшие составляющие логической культуры педагога, юриста, любого специалиста и человека в целом.