Определение линейных ускорений точек звеньев механизма происходит в той же последовательности, что и определение линейных скоростей. Пример построения плана ускорений выполнен для положения 5 механизма (рис. 17).
Первой точкой, ускорение которой надо определить, является точка А ведущего звена. Так как кривошип 1 вращается с постоянной угловой скоростью, то абсолютное ускорение точки А определяется только величиной нормального ускорения, которое по модулю равно:
. (9)
Вектор направлен вдоль кривошипа O1A от точки А к оси вращения О1.
На плоскости выбираем произвольную точку q (полюс плана ускорений), которая является началом отсчета и ускорение которой равно нулю. Откладываем от неё вектор (параллельно звену O1A в направлении от точки А к точке О1).
Длина этого вектора изображает на плане ускорений вектор ускорения точки А и выбирается так, чтобы площадь плана ускорений была равна примерно 150 см2. Примем длину вектора равным 98 мм, тогда масштабный коэффициент плана ускорений будет:
|
|
(10)
Рассмотрим первую группу Ассура, образованную звеньями 2 и 3. Ускорения точек А и О2 известны. Определим ускорение точки В.
Оно складывается из абсолютного ускорения точки А и относительного ускорения точки В при вращении звена 2 вокруг точки А.
.
С другой стороны точка В принадлежит звену 3, и ее ускорение складывается из ускорения точки O2 и относительного ускорения точки В при вращении звена 3 вокруг точки O2.
Составим систему двух векторных уравнений:
. (11)
Так как точка В движется криволинейно, то относительные ускорения представим в виде суммы двух ускорений: нормального и тангенциального.
. (12)
Абсолютные величины нормальных ускорений определяются по формуле:
, (13)
Вектор нормального ускорения направлен вдоль звена АВ от точки В к точке А (к оси вращения), а нормального ускорения - вдоль звена BO2 от точки В к точке O2 (к оси вращения). Тангенциальные составляющие ускорений и по абсолютной величине неизвестны, но известны их линии действия. Они направлены перпендикулярно к нормальным составляющим (или перпендикулярно к соответствующим звеньям).
В системе уравнений (12) нам известны: ускорение точки А, ускорение точки O2 ( =0), , и линии действия и . Эта система уравнений может быть решена графическим методом.
Рис. 17. Пример построения плана ускорений.
Через точку а плана ускорений проводим прямую, направленную вдоль звена АВ, и на ней откладываем вектор в направлении от точки В к точке А:
,
величина которого в масштабе соответствует величине вектора нормальной составляющей ускорения .
Через точку n1, перпендикулярно к звену АВ (или то же самое, что перпендикулярно ) проводим линию действия вектора тангенциального ускорения .
|
|
Рассмотрим второе уравнение системы (12). Из полюса q (точка O2 совпадает с полюсом q, т.к. её ускорение равно нулю) проводим прямую, параллельную звену O2B. В направлении от точки В к точке O2 (на плане механизма) откладываем на этой прямой отрезок qn2, который в масштабе равен модулю вектора нормального ускорения :
.
Через точку n2 перпендикулярно к звену O2B проводим линию действия вектора тангенциального ускорения . Пересечение двух прямых на плане ускорений, изображающих линии действия тангенциальных ускорений, дает точку b.
Соединяя точку b с полюсом плана ускорений q, получим вектор , соответствующий на плане вектору абсолютного ускорения точки В механизма, величина которого равна:
.
Из плана ускорений можно определить абсолютную величину тангенциальных составляющих относительных ускорений:
Вектор относительного ускорения на плане ускорений показан штриховой линией и равен:
,
а вектор совпадает по величине и линии действия с вектором абсолютного ускорения .
Для определения ускорения точки C воспользуемся свойством подобия. Величина отрезка qc может быть найдена из соотношения:
; отсюда: .
Величина абсолютного ускорения точки C механизма равна:
.
Рассмотрим вторую группу Ассура, образованную звеньями 4 и 5. Определим ускорение точки D. Шатун 4 совершает плоско – параллельное движение, ползун 5 – прямолинейное поступательное движение (частный случай плоскопараллельного движения). Таким образом, точка D одновременно совершает два движения: вращательное относительно точки C и поступательное относительно неподвижной стойки. Ускорение точки D΄, связанной с неподвижной направляющей ползуна равно нулю.
Система уравнений для ускорения точки D будет имеет вид:
. (14)
Относительное ускорение представим в виде суммы двух составляющих — нормальной и тангенциальной.
. (15)
Величина нормального ускорения определяется по формуле:
.
Вектор нормального ускорения направлен вдоль звена CD от точки D к точке C (оси вращения). Тангенциальная составляющая по абсолютной величине неизвестна, но известна её линия действия. Она направлена перпендикулярно к нормальной составляющей. Вектор направлен вдоль направляющей.
Система уравнений (12) имеет две неизвестные величины и решается графическим методом.
Через точку c плана ускорений проводим прямую, направленную вдоль звена CD в направлении от точки D к точке C, и на ней откладываем отрезок:
величина, которого в масштабе соответствует величине вектора нормальной составляющей ускорения .
Через точку n3, перпендикулярно к звену CD (или то же самое, что перпендикулярно ) проводим линию действия вектора тангенциального ускорения . Рассмотрим второе уравнение системы (15). Из полюса q (т.к. ускорение D´=0 и совпадает с полюсом q) проводим прямую, параллельную направляющей ползуна х-х. Пересечение двух прямых на плане ускорений дает точку d. Полученный отрезок qd, соответствует на плане ускорений вектору абсолютного ускорения точки D механизма, величина которого равна:
.
Из плана ускорений можно определить действительную величину тангенциальной составляющей относительного ускорения:
Вектор относительного ускорения шарниров звена на плане ускорений показан штриховой линией и равен:
.
Заполним таблицу 6.
Таблица 6. Относительные ускорения шарниров звеньев для
двух положений механизма, м/с2.
№ положе- ния ускорение | |||||||||
0,272 | 0,860 | 0,900 | 0,402 | 1,06 | 1,13 | 0,069 | 0,260 | 0,270 | |
Определим ускорения центров тяжести звеньев S2, S3 и S4 при помощи свойства подобия. Найдем положения точек центров тяжести на плане ускорения. Предположим, что центры тяжести s2, s3 и s4 находятся посередине звеньев и делят векторы , , и пополам (рис.18). Центр тяжести ползуна 5 совпадает с точкой D, поэтому точка s5 на плане скоростей совпадает с точкой d.
|
|
Рис. 18. Определение ускорений центров тяжести звеньев механизма
Соединим полученные точки s2, s3, s4 и s5 с полюсом q плана ускорений, тогда векторы , , и будут в масштабе изображать ускорение центра тяжести соответствующего звена.
Абсолютные величины ускорений центров тяжести звеньев будут равны:
где i – номер звена (в примере i = 1, 2…5).
Результаты расчётов необходимо представить в таблице 7.
Таблица 6. Абсолютные ускорения шарниров звеньев
для двух положений механизма, м/с2.
ускорение № положения № положения | ||||||||
1,97 | 1,26 | 1,80 | 2,08 | 1,52 | 0,900 | 1,90 | 2,08 | |