Юридическая психология
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
направление подготовки: 030900 (Юриспруденция)
(квалификация – «бакалавр»)
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Автор:
Плавинская Ю.Б., к.психол.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия.
Рецензенты:
Иванова Л.Н., к.психол.н., доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия;
Курбатова А.С., к.филос.н., доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр).
|
|
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» протокол № 5 от 28 ноября 2013 г.
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала, (протокол № 5 от __________ 2014 г.).
© ПФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2014.
© Плавинская Ю.Б., 2014.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………….………….8
3. Тематический план дисциплины ……………………………………….9
4. Программа курса ………………………………………………………..10
5. Планы семинарских занятий ………………………………………...…13
6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ……………………………………………………………29
7. Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля......33
8. Литература ……………………………………………………………..…36
9. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………... 39
10. Приложения ………………………………………………………………43
Введение
Психологические познания являются важной составной частью юридического образования. Юридическая психология – это прикладная отрасль психологической науки, возникшая в результате взаимной интеграции правовых и психологических знаний. Использование её достижений позволяет эффективно решать различные проблемы, возникающие в деятельности работников юридической сферы.
|
|
Учебный курс «Юридическая психология» входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, предусмотренных для изучения Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 (Юриспруденция) (квалификация – «бакалавр»).
Основной целью изучения юридической психологии является формирование у студентов целостного представления о данной дисциплине как прикладной науке, специфике и основных проблемах ее отдельных отраслей и направлений, формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Задачами изучения данного курса является:
1. Формирование у обучающихся запаса знаний о предмете, структуре, методах и современном состоянии юридической психологии;
2. Овладение системой познаний о психологических закономерностях, определяющих правомерное и преступное поведение человека, о психологических технологиях, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности юриста;
3. Формирование умения использовать психологические знания в будущей профессиональной деятельности в целях повышения эффективности судебной и правоохранительной деятельности;
4. Формирование профессионально значимых качеств личности будущих специалистов судебной системы, основ профессионального подхода к решению задач судопроизводства.
В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студент должен:
Знать:
1) главные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий юридической психологии;
2) психологические аспекты таких правовых понятий, как правосознание, правотворчество, профилактика преступности;
3) основы психологии преступного поведения;
4) основные психологические факторы, закономерности и механизмы, проявляющиеся в юридической деятельности;
5) общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;
6) основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;
7) психологию профессиональной деятельности юриста;
8) психологические особенности процесса судопроизводства.
Уметь:
1) использовать психологические познания в будущей профессиональной деятельности;
2) производить анализ индивидуально-психологических особенностей субъектов правоприменительной деятельности;
3) распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями;
4) применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений;
5) грамотно назначать в необходимых случаях судебно-психологическую экспертизу.
Владеть:
1) навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений;
2) приемами эффективного общения с различными категориями людей;
3) современными психологическими технологиями, применяемыми в профессиональной деятельности юриста.
По окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
|
|
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Он также должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения |
очная | |
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость | 108ч (3 зачетных единицы) |
Переаттестация | 36ч (1 зачетная единица) |
Трудоемкость по учебному плану | 72ч (2 зачетных единицы) |
Всего аудиторных занятий из них: | 30ч |
Лекции | 10ч |
Семинарские (практические) занятия | 20ч |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 42ч |
Форма итогового контроля | зачет |
3. Тематический план дисциплины
|
|
для студентов очной формы обучения факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
направление подготовки: 030900 (Юриспруденция)
(квалификация – «бакалавр»)
№ № п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары, практические занятия | С/р | ||
1. | Личность в сфере правоприменительной деятельности. Формы психического отражения в структуре личности субъектов судопроизводства. | (2 ч. – в интерактивной форме) | ||
2. | Психология преступного поведения. Психология личности преступника и преступной группы. | |||
3. | Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. | |||
4. | Психология профессиональной деятельности юриста | (в интерактивной форме) | ||
5. | Психологические аспекты судопроизводства | (2 ч. – в интерактивной форме) | ||
Всего по учебному курсу: | ||||
Форма контроля: зачет |