Формы бытия культуры

Каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя. З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения. Человек перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылки возникновения массовой культуры: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ. К образцам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку. Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества. Элитарная культуратрудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу, границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки. Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми. Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Для отражения конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое слой, группа общества создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей, религия и т. п. Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность. К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: