Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, объект и задачи психологиикак научной и учебной дисциплины.
2. Методы психологии.
3. Основные принципы психологии.
4. Место психологии в системе наук.
5. История развития психологического знания.
6. Основные направления в психологии.
Задание для индивидуальной работы:
1. Продумать и записать в рабочей тетради «личные цели в психологической подготовке».
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
1. Методологические проблемы психологии.
2. Мозг и психика.
3. Организация и методы психологического исследования личности.
4. Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека.
5. Значение психологических знаний для юриста.
Вопросы для самоконтроля:
1. Предмет, объект и методы психологии.
2. Определение понятий: психология, психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.
3. Основные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства; психические образования; социально-психологические явления и процессы.
|
|
4. Общие и частные задачи психологии как науки.
5. Основные принципы психологии.
6. Место психологии в системе наук.
7. Каково соотношение понятий методология, метод, методика.
8. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Дополнительная литература к теме:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. “Введение в общую психологию”. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. – М.: Мир, 1992.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.
4. Коул Майкл. Культурно-историческая психология. – М., 1997.
5. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999.
6. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии./Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. – М.: Смысл, 1997.
7. Краткий психологический словарь/Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов на\Дону, “Феникс”, 1998.
8. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М.1998.
Тема 2. Личность как основная категория психологии. Социализация личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие личности в психологической литературе.
2. Соотношение понятий «субъект», «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
3. Структура и содержание личности.
4. Личность как субъект и объект социальной деятельности и отношений.
5. Понятие темперамента в психологии.
6. Типы темперамента, их психологическая характеристика.
7. Индивидуальный стиль деятельности человека и темперамент.
|
|
8. Понятие характера и его формирование.
9. Типология характеров, место характера в общей структуре личности.
Задание для индивидуальной работы:
1. Написать сочинение по психологии на тему: «Кого я могу назвать личностью», «Личность это…», «Его можно назвать личностью».
По завершению работы сочинения зачитываются и анализируются группой.
2. Выполние:
- тестов на определение типа темперамента, черт характера, направленности личности;
- психогеометрического теста на выявление психотипа своей личности («квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «зигзаг»).
3. Выполнение тестов на определение типа темперамента, черт характера, направленности личности.
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
1. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
2. Проблема нормы и патологии в развитии личности.
3. Проблема устойчивости личности.
4. Классификация и содержание современных теорий личности.
5. Психология индивидуальности.
6. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
7. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
8. Развитие способностей у человека.
9. Формирование характера личности.
10. Индивидуально-психологические особенности человека: направленность, темперамент, характер, способности
11. Место характера в общей структуре личности.
12. Индивидуальный стиль деятельности и темперамент личности.
13. Понятие темперамента.
14. Характеристика типов темперамента.
15. Понятие характера.
16. Типология характеров и их характеристика.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
2. Личность как субъект и объект социальной деятельности и отношений.
3. Структура и содержание личности.
4. Взаимодействие социальных и биологических факторов в процессе формирования личности.
Дополнительная литература к теме:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.
2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.
3. Кречмер Э. Телосложение и характер. – М., 1995.
4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/Под ред. Радугина А.А., Короткова Е. А. – М., 1996.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.
6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Интерпракс, 1995.
7. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. – М., 1992.
8. Шаминов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. – Саратов, 2000.