Центральная проблема постмодернизма – проблема языка и концепция знака

Постмодернизм изначально являлся критикой структура­лизма - течения, ориентированного на анализ формальной структуры социальных и культурных явлений. По мнению структуралистов, смысл любого знака (слова в языке, обычая в культуре) зависит не от человека и не от предметов реального мира, а от связей этого знака с другими знаками.

В наиболее явном виде критика структурности проявилась в теории деконструкции французского философа Жака Деррида (1930-2004). По его мнению, в мире нет ничего жестко зафиксированного, все можно деконструировать, т.е. рассмотреть по-новому, без давления чьего-либо авторитета и традиционной логики мышления.

Другой крупный постмодернист - Мишель Фуко (1926-1984) - писал о речевых практиках, довлеющих над человеком. Под ними он понимал совокупность текстов, наборы строгих терминов, по­нятий, характерных для какой-то сферы человеческой жизни, в особенности для науки. Способ организации этих практик - систему правил, предписаний, запретов - Фуко назвал дискур­сом. Дискурс, в том числе научный, является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека. Насилие и жесткий контроль - это проявление власти над человеком. Поэтому знание есть выражение власти, а не истины.

Французский теоретик постмодернизма Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) писал, что современность - это эпоха смешения различных стилей жизни. В России, например, человек может слушать панк-рок, носить итальянскую (а гораздо чаще - китайскую) одежду, ут­ром ходить в «Макдоналдс», днём зайти в пельменную, а вечером - в японский ресторан и т.д.

Американский философ Ричард Рорти (1931-2007)полагает, что истинно только то, что полезно, любой текст толкуется с точки зрения потребностей личности и солидаризации общества. Высшие идеологические истины заменяются свободным общением и приоритетом «общего интереса», социальный контроль - симпатией и до­верием, закономерность - случайностью. Человек должен с иронией осознавать иллюзорность и ограниченность любых - чужих и своих - убеждений и потому быть терпимым к любому инакомыслию и чуждости.

Академическая наука резко критикует взгляды постмо­дернистов, однако нельзя не признать, что именно постмодернизм сумел точнее всего описать изменчивый и непостоянный мир современности с его эклектикой и недоверием к любым глобальным проектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: