Всякий раз, когда я прохожу мимо тюрьмы или школы, — пишет Джимми Бреслин, насмешливый обозреватель Newsday, - мне становится жаль тех, кто внутри. Контекст: Бреслин критиковал «летнюю школу» в Нью-Йорке. Он продолжает: «Если они чего- то не выучили зимой, что же они запомнят в те дни, когда им следует плавать и загорать?
!
ЭТО ВСЕ, ЧТО ОНА... ЗАЗУБРИЛА
Позвольте повторить то, что я написал в начале этого раз дела. Может быть, классные комнаты и похожи на настоящий мир — то есть на старый настоящий мир. Механические задания на стандартной фабрике. (Настоящий мир голубых воротничков.) Механические задания в стандартных «кабинах» большого офисного здания. (Настоящий мир белых воротничков.) Проблема, разумеется, в следующем: скоро все это будут делать роботы. А для людей выполнение механической работы (в основном) станет неактуальным.
!
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ (ВРОДЕ)
И еще один прием движения «школьной реформы»: классы меньшего размера. Однако размер классного помещения не имеет отношения к эффективности обучения. Некоторые учителя не могут справиться и с 7 детьми. Некоторые блестяще справ ляются С 27. А кто-то и с 37.
Но кое-что надо сказать о размерах. А именно: размер школы. Маленькие школы — на 100 учеников — это «тесные сообщества», где обучение обычно процветает. Гигантские школы безлики. А безликость порождает проблемы. С дисциплиной. Усвоением. Посещаемостью.