Их появление связано с возникновением мануфактур, сразделением труда и дроблением технологического процесса на отдельные операции. Производство с расчлененной технологией требовало, чтобы рабочие хорошо умели выполнять отдельные технологические операции. Отвечая на эти потребности, группа сотрудников Московского технического училища (в настоящее время - Московский технический университет имени Н.Э. Баумана) во главе с Д.К. Советкиным в 60-х годах XIX века разработала систему производственного обучения, которая получила название операционной.
Название системы отражает ее суть. За главный объект изучения взята отдельная операция. Вначале выделяются технологические операции, которые составляют основное содержание технологических процессов. Их изучение выстраивается в определенную технологическую последовательность. Овладение технологическими операциями осуществляется на основе изготовления специальных учебных моделей. Например, последовательность изучения операций при подготовке столяра по операционной системе выглядела следующим образом:
1) рубка и теска древесины;
2) пиление древесины;
3) строгание и фугование, торцевание, фигурное строгание;
4) сверление и долбление;
5) склеивание и обработка шипов и так далее.
После усвоения учащимися всех основных технологических операций они переходят к работе по применению их при изготовлении изделий.
Операционная система получила широкое распространение в России и в других странах. За рубежом она получила название русской системы.
К достоинствам операционной системы производственного обучения можно отнести следующее:
1. При обучении по данной системе более тщательно формируются умения и навыки в выполнении отдельных операций. Это происходит благодаря систематическим упражнениям по рациональному и экономному осуществлению каждой операции.
Операционная система позволяет последовательно строить обучение, переходя от простых операций к более сложным, а также усложняя характер и способывыполнения этих операций.
3. Данная система обучения готовит учащихся к выполнению любых работ по определенному виду труда или профессии, а не только к изготовлению конкретныхизделий, что характерно для предметной системы. Она очень хорошо адаптируется к научно-техническому прогрессу.
Операционная система не лишена и недостатков. Прежде всего, она отрывает выполнение операций от изготовления законченного изделия. Длительное время работа учащихся носит непроизводительный характер. Они не видят полезных результатов своего труда, что снижает их интерес к работе. Кроме этого, бесполезно расходуется значительное количество сырья и заготовок. Длительный период между освоением операций и их применением к изготовлению полезной продукции приводит к потере некоторых умений и навыков в выполнении изученных операций.
Полный процесс изготовления изделия не является просто суммой операций. Его осуществление требует специальных организационно-технических и технико-экономических умений: организации труда, рационального планирования последовательности и сочетания операций и др. Формирование указанных умений остается как бы за рамками операционной системы.
Однако, и операционная система может в настоящее время применяться в практическом обучении технологии в общеобразовательном учреждении, особенно во внеклассной работе. Здесь можно сослаться на тот же пример изучения народных промыслов и старинных ремесел.
Операционно-предметная система представляет собой, как видно из названия, соединение операционной и предметной систем. При переходе от предметной системы производственного 1 обучения к операционной оказалось, что достоинства, которыми | обладала предметная система стали утрачиваться. В самом деле,
уделяя основное внимание изучению операций, операционная система обучения допустила отрыв обучения от процесса изготовления изделия в целом, от освоения целостного производственного процесса. Операционно-предметная система производственного обучения позволила устранить эти недостатки. Эта система предполагает предварительный отбор объектов труда (изготовляемых изделий и видов работ) таким образом, чтобы при их выполнении постепенно изучались и осваивались все операции, присущие данному виду труда.
Рассмотрим это на том же примере обработки древесины. При изучении операции пиления древесины подбирается такое изделие, которое можно изготовить с помощью этой операции. Это могут быть заготовки для каких-либо изделий в виде распиленных досок или брусков. Затем, допустим, изучается операция строгание. Для ее освоения тоже подбирается изделие, где нужно выполнять эту операцию. В нашем примере можно продолжить обработку строганием полученных с помощью пиления заготовок. Можно подобрать и изделие, для изготовления которого следует применить уже изученную операцию пиления и изучаемую -строгание.
Такое постепенное освоение все новых и новых операций с применением уже изученных операций на основе изготовления соответственно подобранных изделий и составляет суть операци-онно-предметной системы производственного обучения.
Рассмотренная система обучения широко применяется в практическом обучении технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки тканей и других технологий, изучаемых в общеобразовательных учреждениях.