В структуре социологии молодёжи имеется три взаимосвязанных уровнях:
1) теоретический – комплекс концепций, объясняющих специфичность молодёжи как социальной группы, её социальные функции, особенности социализации и т.д.;
2) эмпирический – конкретные социологические исследования мотивации молодых людей, ценностей и установок коллективного сознания, особенностей повседневного, политического, трудового поведения, поведения в правовой сфере, сбор фактических данных об экономическом и политическом статусе молодёжи, оценок молодёжью своей жизненной ситуации и ситуации в обществе и др.;
3) прикладной – ряд технологических разработок, преследующих цели повышения избирательной активности молодёжи, мобилизации молодёжи на протестные действия, либо на действия в поддержку режима и т.д.
Специфика предмета социологии молодёжи, его междисциплинарный характер обусловили и множество теоретических подходов в исследовании молодёжи:
- стратификационный подход, при котором молодёжь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями;
|
|
- психофизиологический подход определяет молодость как период развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью;
- конфликтологический подход опирается на понятие «молодость» как период в жизни человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека;
- ролевой подход описывает молодость как особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они более не играют ролей ребёнка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;
- субкультурный подход, при котором молодёжь – это особая социальная группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;
- аксиологический (ценностный) подход определяет молодость как социально-значимый, важный этап жизненного цикла человека; в поле внимания исследователей оказывается специфический образ жизни, система ценностей, установок, норм поведения, стиль жизни, мировоззрение молодёжи.
Функции социологии молодёжи. Место социологии молодёжи в системе гуманитарных наук.