О связи эволюционизма с хилиазмом и гуманизмом

Иеромонах Серафим признавал связь теории эволюции и с философией и с наукой, однако при этом справедливо отмечал, что эволюционизм требует вполне религиозной веры. «Это вроде научно-философского богословия, продукт веры (хотя веры скептической). И по ее популярности сегодня можно судить не только о низком уровне богословия, но и о почти полной утере простого здравого смысла. Помню, на первом курсе преподаватель зоологии распространялся о “великих идеях человека”. Самой великой ему представлялась “идея эволюции” он ставил ее выше “идеи Бога”» [31, с. 451].

Отец Серафим связывал веру в эволюцию с хилиазмом, все посылки философии которого вытекают из теории эволюции и немыслимы без нее. Он называл эволюцию (вместе с хилиазмом вообще) глубинным, едва ли не врожденным предрассудком, овладевающим умами людей вопреки логике и здравому смыслу. Неудивительно, ведь понятие об эволюции вдалбливается всякому чуть ли не с колыбели, и потом очень трудно отрешиться от этого, дать трезвую оценку. Эволюция – не просто безобидная идея, а враждебное Православию мiровоззрение.

Изучив святоотеческие труды о происхождении человека и вселенной, отец Серафим убедился, сколь точно и ясно все изложено. «После этого поражаешься, как велика власть “эволюции” даже над просвещенными умами православных. Крепко держит человека мiр сей и его модные идеи!» [31, с. 452].

О себе отец Серафим писал: «Я считал и считаю, что теория эволюции (со всеми ее ответвлениями) – это важнейшая часть интеллектуального наследия современной Америки, от которого я отказался, приняв Православие. Мне и в голову не могло прийти, что всякий сознательный православный христианин сочтет эту теорию чем-то маловажным, особенно сейчас: от нее отреклись многие ученые (из сугубо научных соображений), а сторонники явно обнаружили свою лжерелигиозность и теорию эволюции взяло на вооружение масоно-экуменическое движение и все лжерелигии» [31, с. 53].

Особую опасность видел иеромонах Серафим не в дарвинизме, а в учении о телеологической или Богом управляемой эволюции. «Так называемая божественная эволюция, как мне кажется, есть измышление тех, кто боится, что эволюция мiра физического уж слишком “научна”, вот они и “подсовывают” Бога то там, то сям, чтобы хоть как-то примирить богословие с “последними научными открытиями”. Но такое противоестественное толкование может удовлетворить лишь самые дремучие умы (для которых все, что не укладывается в рамки, скажем, второго закона термодинамики, ниспослано Богом). Ни богословам, ни ученым оно не подходит, ибо смешивает богословие и науку. Эволюция духовная, однако, применяет “законы” эволюции физического мiра к духовной области. Результаты чудовищны и неприемлемы ни с научной, ни с богословской точки зрения: нелепица и путаница, изложенная причудливым языком в стиле Тейяра де Шардена. И то, и другое целиком зависит от признания эволюции физического мiра, отвергни ее – и рухнет вся система эволюции духовной. Кроме того, “научная” и “духовная” эволюция противоречат одна другой, ибо главная цель эволюции физического мiра – найти объяснение этого мiра вне Бога, то есть такая теория по своей природе атеистична. И смешно наблюдать некоторых “богословов”, старающихся поспеть за новейшими “научными” изысканиями, дабы “не отстать от времени”» [31, с. 455].

Весьма важно отметить принципиальное духовное неприятие о. Серафимом эволюционистского учения Тейяра де Шардена, которого восхваляют многие современные ученые и богословы. Палеонтолог по профессии, философ-католик Тейяр де Шарден довел теорию эволюции до ее логического конца – хилиазма. Он писал: «Современный мiр эволюционирует, постоянно меняется, поэтому нужно переосмыслить старые, устоявшиеся взгляды на духовную жизнь и по-новому взглянуть на основополагающее учение Христа» [цит. по 31]. Тейяр де Шарден рассматривал совершенство и бессмертие грядущего не как сверхъестественное действие Вседержителя (в соответствии с традиционным Христианским учением), а как результат преобразования мiра сего путем эволюции. В этом мiре, согласно Тейяру, появится сверх-Христос, этакий синтез Христа и всего вселенского. Он, по утверждению Тейяра, объединит все религии мiра: «Слияние всех религий под началом “всеобщего” Христа, удовлетворяющего требованиям каждой, по-моему, единственный путь преобразования мiра, в котором зародится религия будущего». Очевидно, что это будет религия антихриста, нового лжеспасителя, который сулит царство духовности в мiре сем.

Отец Серафим так отзывался о взглядах Тейяра де Шардена: «Он в полном согласии как с современным мiровоззрением, так и с католичеством – и то, и другое сейчас устремляется к новому мiропорядку. На первый взгляд Шарден резко расходится с католичеством дня вчерашнего, однако, если копнуть глубже, он не только плоть от плоти его, но и восхитительно точно выражает сокровенные духовные чаяния вероотступника Рима: использует неотмiрность для достижения мiрских целей хилиазма, или, говоря словами нынешних римских пап, “для освящения мiра сего”... Тейяр верно подметил, что эволюция – коль скоро она истинна – не может обособленно существовать в человеческом сознании. Он даже и не пытался “примирить” теорию эволюции с отдельными положениями христианского учения, справедливо полагая, что такое “примирение” попросту невозможно. Для него эволюция – это новое “откровение” человечеству, и сейчас оно нежданно-негаданно спасет оставшихся христиан. В свете эволюции коренным образом переменится все: не только “старые, устоявшиеся взгляды” на Священное Писание и Священное Предание, но и отношение к жизни, к Богу, к Церкви» [31, с. 453–454]. После сокрушительной критики иеромонахом Серафимом (Роузом) лжеучения Тейяра де Шардена православным богословам стало легче оценивать его еретическую эволюционную теорию, которую мы разбираем подробнее во второй части нашей книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: