Дуалистическое обоснование эволюционизма

Как христианин, епископ Василий вынужден говорить о Едином Боге Творце. Но как эволюционист, он постоянно сходит с этого строгого библейского основания. Вот какие вопросы ставит и решает епископ Василий.

«Так неужели Бог сотворил мiр ударом и заставил его лететь в бездну? – Нет, Бог не творил такой мiр. А кто же?» [21, с. 42].

«Итак, если не Бог, то кто же тогда сотворил такой, как только что описанный мiр, в котором мы живем?» [21, с. 42].

Владыка Василий в ответ приводит евангельский стих: грядет бо сего мiра князь и во Мне не имать ничесоже (Ин. 14, 30) и другой стих: князь мiра сего осужден (Ин. 16, 11). Далее – комментарий епископа Василия: «Прямо сказано: “князь мира сего”, этого, а не того. Не того, который сотворен “Мною”, Христом; сей мир – не Божий, не “Мой”, – говорит Христос» [21, с. 43, орфография и пунктуация авторская].

В этих рассуждениях епископ Василий фактически отказывает Богу в чести именоваться Творцом нашего мiра. Даже благосклонному читателю не просто признать эту мысль православной. Хочется спросить: не забыл ли автор, когда писал эти строки о том, что «Сатана – никакой не творец даже злого мiра, а паразит на творении Божием» [21, с. 45]?

Но недоумение читателя не проходит, а еще более усиливается, когда он встречает главу с названием: «Откуда древо познания добра и зла?».

Здесь владыка выражает мысли совершенно чуждые и противные Библии. Не случайно в этой главе для подтверждения собственных соображений он оказался не в состоянии привести ни одной святоотеческой цитаты. Преосвященный Василий учит буквально следующему: оказывается в насаждении Райского сада помимо Бога принимал участие... диавол! Иными словами, диавол является сотворцом Богу, по крайней мере в создании Рая. В частности, его сатанинских рук дело – появление древа познания добра и зла. Вот цитата из книги епископа Василия: «Попытка проклясть землю была у диавола с самого начала (с какого “самого начала”? – свящ. К. Б.), и этой попыткой проклятия было именно древо познания добра и зла» [21, с. 65].

В книге Бытия сказано вполне определенно: и насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда. И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь, и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметелное добраго и лукаваго (Быт. 2, 8–9). Рай целиком был устроен Господом Богом. Учить, что диавол хотя бы один ствол насадил в Райском саду вместе с Богом – равносильно отказу от веры в единого Творца и утверждению вполне манихейского еретического учения о двух богах – добром и злом. Такое учение тем более несостоятельно, что Библия здесь впрямую говорит о Божьем насаждении указанного древа. Также в Акафисте Успению Пресвятой Богородицы Церковь именует Насадителем Райского сада Бога, а вовсе не диавола: «Радуйся, вознесшаяся в прекрасный Рай вышняго Насадителя» (Икос 8).

Можно было бы предположить, что владыка Василий допустил случайную неточность, оговорку – но тогда он не стал бы полемизировать с общепринятым в Церкви мнением и не называл бы его «поверхностным»: «При поверхностном чтении второй главы книги Бытия может создаться впечатление, что Сам Бог является “автором” древа познания добра и зла» [21, с. 64]. Такое «поверхностное» суждение встречается у всех Святых Отцов, например у святителя Иоанна Златоуста: «Человеколюбивый Господь, как Творец, предвидя, какой вред может с течением времени произойти от большой свободы, произрастил и древо жизни посреде рая, еже ведети разуметельное добраго и лукаваго (Быт. 2, 9), от которого (древа), немного спустя, и повелит человеку воздерживаться, дабы знал человек, что он всем наслаждается по благодати и человеколюбию Божию» (52, с. 107).

По мнению епископа Василия, земля в Райском саду оказалась проклятой не в результате преслушания праотцев, но была уже проклята до грехопадения Адама и Евы: «Обратим внимание на то, что земля, из которой произрастает древо, связана сторонней властью, иным влиянием: “проклята земля за тебя”» [21, с. 65]. Епископ Василий (Родзянко) пишет: «Дерево было не райской природы. Оно принадлежало к “терниям и волчцам”, о которых сказал Господь Адаму. Это был первый сорняк на земле, которому из-за непослушания Евы, а потом Адама предстояло стать родоначальником всех сорняков мiра сего» [21, с. 66].

Описание владыки Василия не имеет ничего общего с учением Православной Церкви. До грехопадения не было сорняков, терния и волчцов. Митрополит Макарий (Булгаков) отмечал: «Это древо, по мнению некоторых учителей Церкви, отнюдь не было гибельно и ядоносно по самой своей природе, напротив, оно было добро, как и все другие создания Божии. А избрано Богом только в орудие для испытания человека и запрещено, может быть, потому, что вкушать от плодов его было еще преждевременно для первозданного человека» [89, с. 476].

Святитель Григорий Богослов писал: «Древо познания было насаждено вначале не злонамеренно, и запрещено не по зависти (да не отверзают при сем уст богоборцы и да не подражают змию!); напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо сие, по моему умозрению, было созерцание, которому безопасно могут приступать только опытно усовершившиеся), но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании, подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока» [24, Т. 1, с. 666].

Блаженный Августин писал: «Древо доброе, но не касайся его. Почему? Потому что я Господь, а ты раб: вот вся причина. Если сочтешь малою: значит, ты не хочешь быть рабом. А что полезнее для тебя, как быть под властью Господа? Как же будешь ты под властью Господа, если не будешь под его заповедью?» [цит. по 89, с. 476].

Епископ Василий высказывает не христианскую, а чисто дуалистическую точку зрения, согласно которой Адам изначально имел выбор между добром и злом – вкушать плоды от благословенного Божьего древа, либо от проклятого дьявольского древа. Этот дуализм борьбы бога (не библейского Бога) с диаволом необходим владыке Василию для богословского обоснования эволюции, которая начинается с «Большого взрыва», причем сам «Big Bang» объявляется следствием осквернения Адама дьявольским плодом. Оказавшись по вине Адама во власти дьявольского небытия, вселенная «стала разлетаться во все стороны, следуя принципу взаимного отталкивания, – полетела в дьявольскую бездну» [21, с. 66]. Таким образом, от первозданного творения, описанного в Шестодневе, не осталось ничего. После этого вступает в силу Промысел Божий, действующий посредством эволюции.

Епископ Василий пишет об этом так: «Божие милосердие безгранично, и Господь Бог положил предел владычеству князя мiра сего. Обратный процесс противостоит только что названному: развитие (эволюция) мятущейся вселенной на путях, ведущих к победе Царства Божия» [21, с. 66]. Так эволюция объявлена Божиим благим средством, призванным спасти мiр от дьявольской власти. «Развитие в целом неминуемо стало двойственным – в равновесии между захватившим власть Злом и не сдавшимся Добром» [21, с. 66].

Описанная епископом Василием концепция – вполне дуалистическая и не имеет ничего общего с учением Православной Церкви о грехопадении и его последствиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: