ТЕМА 7. Сознание: его сущность и формы как проблема философии

Понятие сознания. Компоненты сознания. Формы сознания. Сознание и самосознание, личность. Язык и сознание. Взаимосвязь развития сознания и деятельности.

Вопросы:

1. Роль сознания и самосознания.

2. Проблема бессознательного.

3. Общественное сознание и обыденное сознание.

4. Мышление и язык.

5. Сознание и деятельность.

ТЕМА 8. Теория познания (гносеология).

Понятие гносеологии (эпистемологии). Сознание и познание. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Знание и познание. Объект, предмет и субъект познания. Методы познания. Наука. Научное познание. Понятие научного метода, методологии, методики. Общенаучные методы и формы познания. Формы и виды знаний. Уровни познания (эмпирический и теоретический). Рационализм и сенсуализм. Вера и знание. Истина, виды истин. Заблуждение и ложь. Язык и мышление. Понимание. Диалектика как универсальный метод философского мышления. Основные законы диалектики.

Вопросы:

1. Основные понятия гносеологии.

2. Соотношение познания и практики.

3. Соотношение знания и веры.

4. Критерии научного познания.

5. Диалектика как теория и метод познания.

ТЕМА 9. Философия науки

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Вопросы:

1. Философия науки, ее предмет и роль в обществе.

2. Понятие науки.

3. Наука: возникновение и историческая эволюция.

4. Наука и техника.

ТЕМА 10. Футурология.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Вопросы:

1. Сущность глобальной проблемы.

2. Экологический кризис, как глобальная проблема.

3. Проблема выработки человеческого идеала.

4. Проблемы войны и мира, вопрос о выживании человека.

5. Человечество перед лицом глобальных проблем.

6. Перспективы современной цивилизации.

7. Культура и кризис современного мира.

8. Пути решения глобальных проблем.

9. Проблемы глобализации.

10. Взаимодействие морали и права.

11. Поиски гуманного в развитии общества.

12. Проблемы прошлого, настоящего и будущего.

Планы Лекций

Лекция №1: «Предмет философии»

План

1. Термин «философия».

2. Структура философского знания.

3. Мировоззрение и философия.

4. Картина мироздания

Картина мира – целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т.д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры Структура миропонимания: - философские основания - нравственно-мировоззренческая установка субъекта, общества - основополагающий принцип систематизации знаний -метод или способ постижения мироздания, общества, личности
Мифологическая картина мира созерцательное, целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через одухотворенных существ (богов, духов) и магические, фантастические свойства и явления Религиозная картина мира – Основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух целостей - Бога и Его творения - человека
Естественно-научная картина мира – упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.) Философская картина мира- упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: