Понятие сознания. Компоненты сознания. Формы сознания. Сознание и самосознание, личность. Язык и сознание. Взаимосвязь развития сознания и деятельности.
Вопросы:
1. Роль сознания и самосознания.
2. Проблема бессознательного.
3. Общественное сознание и обыденное сознание.
4. Мышление и язык.
5. Сознание и деятельность.
ТЕМА 8. Теория познания (гносеология).
Понятие гносеологии (эпистемологии). Сознание и познание. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Знание и познание. Объект, предмет и субъект познания. Методы познания. Наука. Научное познание. Понятие научного метода, методологии, методики. Общенаучные методы и формы познания. Формы и виды знаний. Уровни познания (эмпирический и теоретический). Рационализм и сенсуализм. Вера и знание. Истина, виды истин. Заблуждение и ложь. Язык и мышление. Понимание. Диалектика как универсальный метод философского мышления. Основные законы диалектики.
|
|
Вопросы:
1. Основные понятия гносеологии.
2. Соотношение познания и практики.
3. Соотношение знания и веры.
4. Критерии научного познания.
5. Диалектика как теория и метод познания.
ТЕМА 9. Философия науки
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Вопросы:
1. Философия науки, ее предмет и роль в обществе.
2. Понятие науки.
3. Наука: возникновение и историческая эволюция.
4. Наука и техника.
ТЕМА 10. Футурология.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Вопросы:
1. Сущность глобальной проблемы.
2. Экологический кризис, как глобальная проблема.
3. Проблема выработки человеческого идеала.
4. Проблемы войны и мира, вопрос о выживании человека.
5. Человечество перед лицом глобальных проблем.
6. Перспективы современной цивилизации.
7. Культура и кризис современного мира.
8. Пути решения глобальных проблем.
9. Проблемы глобализации.
10. Взаимодействие морали и права.
11. Поиски гуманного в развитии общества.
12. Проблемы прошлого, настоящего и будущего.
Планы Лекций
Лекция №1: «Предмет философии»
План
1. Термин «философия».
2. Структура философского знания.
3. Мировоззрение и философия.
4. Картина мироздания
Картина мира – целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т.д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры Структура миропонимания: - философские основания - нравственно-мировоззренческая установка субъекта, общества - основополагающий принцип систематизации знаний -метод или способ постижения мироздания, общества, личности | |
Мифологическая картина мира созерцательное, целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через одухотворенных существ (богов, духов) и магические, фантастические свойства и явления | Религиозная картина мира – Основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух целостей - Бога и Его творения - человека |
Естественно-научная картина мира – упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.) | Философская картина мира- упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире |
|
|