Слухи как элемент политического сознания

Следующий элемент политического сознания – слухи. Слухи – это особая, обычно недостоверная информация, передающаяся исключительно в устной форме, «по секрету», «из уст в уста».

Подчеркнем: слухи – это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, непроверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют – как «информацию».

Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слушателем. Как правило, слух подвергается дальнейшей трансляции (передаче). Слухи носят исключительно устный характер. Обычно слухи – это ответ на коллективные ожидания или представления. Они носят анонимный, безличный характер: за что купил, за то и продаю.

Существует две основные типологии слухов. Первая основывается на степени достоверности, вторая ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. И нформационная типология. Слухи классифицируются по степени достоверности содержащейся в них информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа:

– абсолютно недостоверные;

– просто недостоверные;

– достоверные;

– близкие к действительности.

Данная типология, конечно, носит субъективный характер. Однако она часто используется для решения практических задач. Запуская тот или иной позитивный или негативный слух, например, в отношении политика, партии или организации, необходимо дозировать степень его недостоверности. Раньше считалось: чем неправдоподобнее слух, тем он более действенный. Так, например, правила геббельсовской пропаганды требовали, чтобы ложь была «огромной» и даже «чудовищной» – тогда люди легче склонятся к тому, чтобы поверить ей. Со временем, однако, оказалось, что развитие сознания защищает людей от излишней доверчивости. В наши дни, наоборот, считается, что дезинформация, запускаемая по неформальным коммуникационным каналам, должна строго дозироваться. Появляясь как сравнительно правдоподобная, она постепенно завоевывает доверие и только после этого начинает «обрастать» подробностями, медленно продвигаясь к черте абсолютной недостоверности. У современного человека слишком откровенная ложь вызывает сомнения, которые не позволяют ему слепо воспринимать и активно распространять подобную политическую информацию.

2. Э моциональная типология. Здесь выделяются четыре основных типа слухов. Каждый из них соответствует определенному эмоциональному состоянию, которое он вызывает и на котором он «держится». «Слух-желание» – это слух, содержащий сильное эмоциональное пожелание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется.

«Слух-желание» выполняет двойную функцию. С одной стороны он соответствует пожеланиям людей и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны часто такие слухи быстро деморализуют население, вызывая заведомо неисполнимые ожидания. Когда становится очевидно, что этим желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления – вспышки агрессивного поведения, панические реакции. Исходя из этого, «слухи-желания» активно используются для манипуляции политической психологией масс, формирования ненависти по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил.

Приведем два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-1940 годы) немцы распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это ослабляло готовность французов к сопротивлению. Зимой 1942 года японцы распространяли среди населения США слух о том, что в ходе начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с этим деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующих событий, такие цели успешно достигались.

«Слух-пугало» – это слух, вызывающий негативные настроения и эмоциональные состояния страха и ужаса, отражающий некоторые актуальные, но крайне нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Обычно слухи такого типа появляются в периоды сильных социальных и политических напряжений (стихийные бедствия, войны, террористические акты, подготовка военного переворота, путчи и т.д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом.

Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде.

В историческом плане разновидности «слухов-пугал» особенно часто встречались в странах с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населения вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год, и Индия, 1975 год), что «предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жен» (Россия, 1917 год) и т.д.

«Сверхзадача» слухов такого рода: прямое запугивание населения и попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

«Агрессивный слух» - это слух, направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и конкретного поведенческого «ответа» в виде жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.

В основе их сюжетов имеется мощный эмоционально-энергетический агрессивный заряд. Известно, например, что агрессивные антиправительственные выступления провоцировались и Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием примитивного слуха о так называемом большом одеяле. И разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведется к одному: все сельчане вместе с женами будут спать по ночам в одном помещении, укрываясь одним общим большим одеялом.

Основная функция таких слухов – провокация массовых агрессивных действий со стороны людей. Эти слухи строятся не повествовательно, что обычно свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, как бы «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению».

Особняком стоят так называемые «нелепые слухи». Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них – очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются в переломные для массового сознания периоды, когда люди находятся в растерянности в связи с резкой сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция – попытка построения нового, более адекватного образа мира из обломков ушедших и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера можно привести описание М.А. Булгаковым нравов начала XX века: «Что в Москве творится – уму непостижимо человеческому! Семь Сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось... Какие-то жулики уже читают лекции».

В ходе самопроизвольной, «естественной» циркуляции слухов в них происходят определенные изменения и трансформации в трех основных направлениях.

1. «Сглаживание»содержания слуха проявляется в том, что исходная фабула при передаче слуха становится все короче. Это происходит за счет постепенного исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несуществен­ными, например, цвет и марка столкнувшихся автомобилей, одежда и имена участников событий, характер погоды или иные обстоятельства. Содержание слуха сводится к сути, к простейшей формуле, выражающей желание, страх или агрессию.

2. «Заострение» проявляется в расширении масштабов тех деталей, которые, наоборот, представляются важными для аудитории, а также в драматизации сопровождающих слух эмоций. Это могут быть такие детали, как количество действующих лиц (скажем, частное, локальное событие слух легко превращает в событие огромных масштабов), количество жертв (от рядового автомобильного происшествия до крупномасштабной катастрофы с десятками трупов) или, напротив, уровень достигнутых успехов (план, перевыполненный в несколько раз, многократно умноженное число пленных и т.п.), социальная значимость произошедшего (от уров­ня села до всемирно-исторических масштабов) и т.д.

Оценка существенности или несущественности тех или иных деталей слуха определяется не столько их объективным значением, сколько субъективными факторами – ценностями, ожиданиями, стереотипами, установками аудитории. В зависимости от них та или иная деталь может оказаться «сглаженной» или «заостренной».

Простой пример. Если одежда участников драки отражает их национальную принадлежность, а в данной местности сложились конфликтные межнациональ­ные отношения, то слух может приобрести агрессивную окраску, а то, как одеты дерущиеся, окажется доминирующей деталью. Цвет машин, попавших в дорожно-транспортное происшествие, – важная деталь для аудитории, которой свойственны предрассудки, связанные с цветовой символикой («белое – хорошо», а «черное – плохо»). Даже сочетание цифр может иметь значение: в современной России, например, возникли разные слухи в связи с «дьявольским числом 666», связанным с присвоением гражданам личного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

3. «Адаптация» слуха может заключаться в том, что Фабула слуха всегда стихийно приспосабливается к доминирующей в аудитории модели мира, к ее особенностям и общему эмоциональному фону жизни этого сообщества, например, в разных аудиториях слух типа «Наших бьют!» будет звучать по-разному, в явной зависимости от того, кто здесь представляет собственно «наших».

В целом «сглаживание», «заострение» и «адаптация», дополняя друг друга, и могут привести к значительному отклонению содержания слуха от исходного варианта.

Определяющими факторами распространения слухов являются источник, альтернативное содержание, дискомфорт и «подкормка» опровержениями.

Существует два условия, которые делают возможным и даже неизбежным возникновение слуха:

– наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, ее высокая актуальность и связь с потребностями людей;

– дефицит надежной информации, неудовлетворенность интереса. Люди испытывают ощущение неудовлетворенности интереса в двух случаях: при полном отсутствии всякой информации на данную тему и когда имеющаяся информация не представляется аудитории надежной.

Слухи имеют ряд свойств:

– нет осязаемых носителей, не надо ни газетной бумаги, ни передачи по радио или телевидению, что позволяет без больших затрат в любой удобный момент начать распространять информацию;

– слухам обычно охотно верят;

– средство передачи слухов никому не принадлежит и доступно всем и каждому;

– слухи оказывают огромное эмоциональное влияние.

Поэтому, несмотря на свою вроде бы архаичность и примитивность, слухи являются неотъемлемым элементом политического сознания и способом его формирования.

Контрольные вопросы:

1. Какова социальная роль политического сознания?

2. Чем обусловлено многообразие типологий политического сознания?

3. В чем различие между обыденным, профессиональным и научным политическим сознанием?

4. Какие элементы можно выделить в политическом сознании, и чем они характеризуются?

5. Чем обусловлено возникновение политических идеологий?

6. Раскройте сущность пропаганды.

7. Чем отличаются ценности классического либерализма от ценностей неолиберализма?

8. Какая стратегия характерна для политического консерватизма?

9. Раскройте основные положения концепции «демократического социализма».

10. Проследите эволюцию коммунистической идеологии.

11. Какими причинами обусловлено возрождение фашизма в ряде стран в современных условиях?

12. В чем особенность слухов, как элемента политического сознания?

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гаджиев, К. Консерватизм в современном мире: кризис или возрождение [Текст] / К. Каджиев // Власть. 2013. № 1.

2. Галин, В.В. Тупик либерализма [Текст] / В.В. Галин. – М., 2011.

3. Губернский, Л.В. Идеологические стратегии и гуманитарные ценности [Текст] / Л.В. Губернский // Вестник Московского Университета. Серия 12: Политические науки. 2013. № 1.

4. Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность [Текст] / В.А. Гуторов // Полис. № 3. 2001.

5. Докука, С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества [Текст] / С.В. Докука // ОНС. 2013. № 2.

6. Ирхин, Ю.В. Ценности и смыслы основных форм и модификаций либеральной идеологии [Текст] / Ю.В. Ирхин // СГЗ. 2012. № 6.

7. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. – М., 2000.

8. Карипов, Б.Н. Консерватизм: понятие, генезис, сущность и особенности [Текст] / Б.Н. Карипов // Вестник МГУ. Серия «Политические науки». 2009. № 1.

9. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность [Текст] / И.И.Кравченко // Вопросы философии. № 1. 1999.

10. Макаренко, В.П. Главные идеологии современности [Текст] / В.П.Макаренко. – Ростов-на-Дону, 2000.

11. Милюкова, О., Федотов, А. Этакратизм российского массового сознания [Текст] / О. Милюкова // Власть. 2012. № 7.

12. Миронов, А.Ф., Кефели, И.Ф. Русская идея как основа формирования национально-государственной идеологии России [Текст] / А.Ф. Миронов, И.Ф. Кефели // СГЗ. № 4. 2001.

13. Осипов, Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика [Текст] / Г.В. Осипов. – М., 2000.

14. Поливаева, Н. Особенности теоретико-эмпирического осмысления политического сознания россиян [Текст] / Н. Поливаева // Власть. 2013. № 8.

15. Примаков, Е. Современная Россия и либерализм [Текст] / Е. Примаков // Российская газета № 291 (5964). 2012. 18 декабря.

16. Примаков, Е. Почему сегодня нельзя согласиться с политикой неолибералов [Текст] / Е. Примаков // Российская газета № 6 (6278). 2014. 15 января.

17. Селезнёва, А.В., Дождиков, А.В. Политическое сознание современной российской молодёжи: политико-психологический анализ [Текст] / А.В. Селезнева А.В., А.В. Дождиков / СГЗ. 2012. № 2.

18. Симонян, Р.Х. Россия после реформ: истоки формирования массового сознания [Текст] / Р.Х. Симонян / Полис. 2013. № 5.

19. Федотов, А. Консервативная логика современного развития России [Текст] / А. Федотов/ Власть. 2012. № 9.

20. Цуладзе, А. Политическая мифология [Текст] / А. Цуладзе. – М., 2003.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: