Основные виды и цели психологического консультирования

Консультирование, как таковое, существует не только в психологии, но и в ряде других профессиональных областей. К ним относятся консультирование врачебное, управленческое, юридическое и т.д. К классификации собственно психологического консультирования можно подходить, опираясь на различные основания или критерии.

С точки зрения пространственной организации консультативного процесса, выделяют два вида консультирования:

- контактное (или очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

- дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

Следующее основание учитывает количество клиентов, одновремен­но консультируемых одним психологом. По этому критерию консультация может быть:

- индивидуальной;

- групповой.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта и сферы приложения консультативных услуг, выделяют следующие виды консультирования:

- семейное и супружеское психологическое;

- школьное;

- возрастно-психологическое;

- профессиональное;

- консультирование в клинической (преимущественно психиат­рической) практике и т.д.

В соответствии с задачами мобилизации – успокоения - личностной реконструкции выделяются следующие модели консульти­рования (Кочарян А.С., Кочарян Г.С):

- Энергетическая модель. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза. Здесь консультирование непосредс­твенно направлено на снижение эмоционального напряжения посредс­твом вегетативных и разряжающих техник (аутогенный тренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и др.).

- Симптоматическая модель. На этапе психодиагностики эта мо­дель характеризуется тем, что затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные определенных личностных черт ти­па личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п. Консультирование в этом случае сводится к психоди­агностике и информированию человека о его личностных особеннос­тях.

- Семантическая модель. В рамках этой модели структура лич­ности, ее актуальные черты рассматриваются как производные, вто­ричные защитные образования. И конфликт человека с окружающими объясняется не личностными “дефектами”, а наоборот, конфликт обеспечивает образование определенных личностных свойств. Кон­сультирование в этом случае строится по принципу построения вер­сий конфликтов у человека.

Типология консультирования может быть сопряжена и с преобладающими типами проблем и проблемных ситуаций (проблемы секса, старения и умирания, фобии, расстройства, переживания утраты, суицидальные намерения, религиозные и юридические проблемы и т.п.) и типологией личности клиентов (клиенты, предъявляющие завышенные требования, истерические, обсессивные, шизоидные личности и т.п.). С особенностями личности связано и такое различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. В.В. Столиным выделены три основных ориентации клиента, влияющие на характер взаимодействия с ними консультанта:

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

А) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы (характерные высказывания: “Вы сделаете все возможное…” и “Я сам готов делать все, что вы мне скажете”);

Б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь…Вы маг…”);

2. Рентная ориентация. Делится на два вида:

А) “обаятельный рантье” – клиент считает, что его откровенность, обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта (“Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше”);

Б) “требовательный рантье” – клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят”).

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять консультанту, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию (“Посмотрим, такой ли вы специалист…”). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые “экзаменационные вопросы”.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция консультанта. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы.

2. Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту в нахождении “инсайта”, внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних ресурсов.

3. Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемы, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции:1

- взаимодействие на равных;

- взаимодействие с позиции “сверху”;

- взаимодействие с позиции “снизу”.

Существуют директивные и недирективные модели психо­логической помощи, предусматривающие разный уровень ак­тивности или пассивности клиента и консультанта, приоритет в принятии решений. Согласно первой модели, основной ак­цент делается на активное вмешательство консультанта в си­туацию. Он советует, регламентирует, санкционирует и т.п. (однако общение не должно превращаться в манипулиро­вание). Согласно второй - консультант при любых обстоя­тельствах предоставляет личности право оставаться такой, какая она есть, осуществить собственный выбор среди найден­ных совместно альтернатив.

Говоря о целях психологического консультирования, необходимо помнить, что их выделение зависит от нескольких обстоятельств, а именно:

- от потребностей клиентов, обратившихся за психологической помощью и “широты” контекста проблемы;

- от теоретической ориентации самого консультанта;

- от степени использования для достижения этих целей психологической информации.

Все цели консультирования можно представить в виде своеобразного континуума, на одном полюсе которого могут быть расположены перспективные, глобальные цели и цели специфические, конкретные, краткосрочные. Таким образом, в теоретических школах, ориентированных на перестройку личности (психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциональная психология), акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения (бихевиоризм), большее значение придается конкретным целям2.

Следуя заявленной логике выделения целей консультирования, в самом общем виде перспективная цель консультирования может быть сформулирована как достижение нового качества личности человека, обратившегося за помощью. Это - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения. В этой конечной цели смыкаются цели и консультанта и клиента. Вместе с тем следует различать, что каждый консультант имеет свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а клиент – свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема клиента - это совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться. В этом смысле цель клиента – разрешить эту психологическую проблему, а цель консультанта – найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:

1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;

2) актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

Задача консультативная - психологическая проблема для консультанта, которая заключается в выявлении причин психологических трудностей клиента, их интерпретации и поиске способов их преодоления, т.е. в помощи клиенту решить его психологические проблемы.

Соответственно этому консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

Для решения первой (диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необхо­димой информации о клиенте и его ситуации и определить (иден­тифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью. Вторая (терапевтическая ) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием спе­циальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуали­зацию собственных психологических ресурсов клиента. Их эффективность будет намного выше, если терапевтическая и коррекционная работа опирает­ся на результаты решения диагностической задачи, помогаю­щей установить оптимальные формы помощи, адекватные именно для данного случая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: