Одно точное измерение стоит тысячи мнений экспертов.
Грейс Марри Хоппер
Приступая к выбору методов и методик, исследователь должен учитывать специфику получения психологической информации. Психологическую информацию можно определить как совокупность аккумулируемых с определенной целью данных и сведений, снижающих неопределенность знаний о свойствах и состояниях психики и характерных для нее процессов и проявлений. Таким образом, психологическая информация, собираемая в конкретном психологическом исследовании, призвана снизить неопределенность наших знаний о свойствах и состояниях предмета исследования и характерных для него процессов и проявлений.
Психологическая информация обладает следующими свойствами:
§ Относительность
§ Актуальность
§ Полнота
§ Релевантность
§ Экологичность
§ Трудоемкость
Относительность психологической информации проявляется в следующих аспектах: по отношению к среднестатистическим значениям, по отношению к объяснительным схемам различных психологических подходов (бихевиаризм, психоанализ, гуманистическая психология, субъектно-деятельностная теория и т.д.), по отношению к методам ее извлечения, выбираемым исследователем.
|
|
Актуальность отражает, прежде всего, своевременность (насущность) выявляемой психологической информации, необходимую степень современности информации по отношению к решаемой проблеме. Следует помнить, что ценность информации со временем уменьшается, так нормативы по методикам, полученные в 1970-х годах вряд ли смогут помочь охарактеризовать уровневые характеристики изучаемого явления, если данные собираются в начале XXI-го века.
Полнота информации определяет ее количество, необходимое и достаточное для решения поставленных целей и задач. Полная информация обеспечивает как необходимые, так и достаточные условия для формулирования выводов по результатам исследования, психологических рекомендаций о мероприятиях по использованию данных результатов.
Релевантность психологической информации предъявляет требование ее соответствия решаемой проблеме (научной или прикладной), т.е. сведения относятся именно к исследуемому объекту или процессу, и именно в той части, что составляет предмет исследования.
Экологичность. Психологическая информация о личности относится к разряду конфиденциальной информации. Она не подлежит разглашению и не должна компрометировать испытуемого, заказчика, психолога и психологическую науку.
Трудоемкость информацииопределяет уровень временных и энергетических затрат на получение и переработку информации. Эффективная информация возможна тогда, когда такие затраты не превышают получаемый от ее использования эффект.
|
|
Для того, чтобы рассматриваемая в исследовании психологическая информация соответствовала приведенным выше требованиям, исследователю необходимо максимально точно определить методы ее выявления.
В методологии психологической науки существует множество классификаций эмпирических методов выявления информации, призванных помочь начинающему исследователю определиться в их разнообразии и глубже понять специфику каждого из них. Для того, чтобы не перегружать объем данного пособия остановимся на одной из них, наиболее популярной и распространенной в психологической литературе.
· Наблюдение
· Опросные методы
· Метод экспертных оценок
· Тестирование
· Экспериментальные методы
· Проективные методы
Наблюдение как целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие наблюдаемого объекта дает исследователю уникальную возможность - выявить психические особенности человека в естественных для него условиях. Применение наблюдения в психологических исследованиях обусловлено необходимостью проследить за реальными поведенческими проявлениями изучаемого психологического феномена. Например, исследователя интересует влияние зарубежных мультипликационных фильмов на развитие агрессивности детей дошкольного возраста. В этом случае наблюдение за поведением детей во время просмотра мультфильма и последующей игры позволяет выявить эмпирические референты его влияния на рост агрессивных проявлений в поведении ребенка или, наоборот, на их снижение.
Использование наблюдения в исследовании требует определенной формализации его проведения и обработки его результатов. В психологических исследованиях чаще применяются стандартизированные формы проведения наблюдения с использованием карт или схем наблюдения. Карты наблюдения разнообразны по своей форме и сложности. Наиболее простая форма может служить для фиксации наблюдаемого вербального и невербального поведения и выглядит следующим образом.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Невербальное поведение | Вербальное поведение |
Часто карта наблюдения строится по следующей схеме: определяется наблюдаемое свойство (например, тревожность), определяются формы ее поведенческих проявлений (например, грызет ногти; теребит края одежды и т.д.), а далее в процессе наблюдения отмечается наличие подобных проявлений у испытуемых. Пример заголовка карты наблюдения приведен ниже.
Наблюдаемое свойство | Поведенческие проявления | Наличие/отсутствие проявления |
Другая форма карты наблюдения может включать оценку интенсивности поведенческих проявлений в случае, если возможен более точный аспект восприятия. В этом случае строится шкала для оценки (наиболее типичные шкалы - 3-7 градаций). Например:
Наблюдаемое свойство | Поведенческие проявления | Интенсивность проявления |
Учебная мотивация | Интерес к содержанию занятия | Совсем не проявляет интереса |
Едва проявляет интерес | ||
Проявляет интерес избирательно | ||
Проявляет интерес | ||
Проявляет жгучий интерес | ||