Общие уровни

Муладхара - человек выживающий, основной фон жизни которого составляет борьба за существование в самом буквальном смысле. Окружающая его среда настолько ему враждебна, что составляет постоянный источник опасности для жизни. Это дикарь, первобытный человек, раб, солдат, зэк, истинный первопроходец.

Свадхистхана - человек живущий: это означает, что проблема выживания им решена и есть уверенность в завтрашнем дне - для себя и своей семьи. Здесь окружающая его среда дружелюбна, или, во всяком случае, не представляет существенной опасности для жизни, и дает в то же время условия для пышного расцветания и размножения - были бы желание и энергия; впрочем, и почти ничего не делая, здесь можно иметь вполне пристойную жизнь.

Манипура - человек управляющий: здесь основной фон жизни - соревнование в силе с природой и себе подобными. Та природа, которая на свадхистхане щедро кормила, теперь должна быть "покорена" и "управляема"; люди, которые вполне мирно жили общиной, внезапно свирепеют и хотя властвовать друг над другом; интриги с целью получения такой власти становятся естественным фоном жизни во всех ее проявлениях.

Анахата - человек любящий; здесь основной фон жизни человека - неизреченная любовь, которую он ощущает устремленной к нему отовсюду. Конечно, на этом фоне могут случаться любые события, но Божественный свет, озаряющий все происходящее, никогда не меркнет. Этот свет идет и от самого человека, но для окружающих уровня манипуры он несколько холоден (хотя, конечно, приятен) и разрежен: с их точки зрения, высшая любовь хороша в умеренных количествах, как тонкий соус к жаркому. Для самого же человека анахаты этот свет представляет основу жизни, и в его отсутствие он буквально задыхается. Любовь к миру для него есть истинное содержание всех его действий и поступков, но на уровне анахаты она не находит в них отчетливого выражения, и чтобы ее ощутить, нужно быть соответственно настроенным. Только тогда явно обнаружится ее истинная сила.

Вишудха - человек достигший, или мастер, умеющий найти точное выражение свету энергий высокого эгрегора, его ведущего. Глядя на этого человека, его поведение, жесты, действия, кажется, что лицезреешь явленное чудо: они настолько совершенны, как будто Кришна снова воплотился на земле. Рядом с таким человеком меркнет окружающий его мир, поэтому обычно его стараются как-то изолировать, например, поместить на сцену, в то время как окружающие скромно занимают свои места в зрительном зале и стараются не мешать. На этот уровень выходят великие: красавицы (физическая вишудха), мимы (эфирная вишудха - совершенство жеста), актеры (астральная вишудха - совершенное выражение эмоций), просветители (ментальная вишудха - совершенное оформление мысли), политики и финансисты (каузальная вишудха - совершенное управление потоком событий), психологи и моралисты (буддхиальная вишудха - совершенное оформление жизненных взглядов и позиций), и религиозные проповедники (атманическая вишудха - совершенное оформление высшего идеала и целей жизни).

Аджна - человек мудро-разносторонний, подключенный ко многим высоким эгрегорам и сумевший наладить контакт между ними, находясь с каждым в отдельности на уровне вишудхи; так сказать, высший эгрегориальный дипломат, или синтетик. На физическом теле это, например, мастер - золотые руки, освоивший в совершенстве многочисленные технологии и способный подковать блоху с программным управлением, на эфирном - спортсмен-многоборец, на астральном - писатель, создающий симфонии из эмоциональных проявлений своих героев, на ментальном - ученый, работающий на стыке наук и создающий синтетические концепции и модели, на каузальном - гениальный дипломат, крупный политик-международник, на буддхиальном - человек, согласующий взаимную этику различных высоких эгрегоров, например, находящий общий язык между недружественными народами, на атманическом - создатель сильной религии, объединяющей самые разные секты и течения.

Сахасрара - человек Божий. Здесь главная цель достигнута - человек сливается со Вселенной, и через каждое его движение и проявление непосредственно транслируются вибрации Абсолюта. Ключевые слова: полнота, единство с миром, мистический восторг бытия.

Важно понимать, что описанная иерархия скрыта от глаз невнимательного наблюдателя. Более или менее адекватно человек способен воспринимать вибрации трех общих уровней: своего собственного и (с трудом) двух с ним соседних, остальные же энергии находятся для него в области сказок, фантазий, легенд или рассказов путешественников о жизни аборигенов Центральной Африки. Людям, по своему эволюционному уровню различающимся на две ступени (например, человеку манипуры и человеку вишудхи), очень трудно найти общий язык - реально между ними возможен только один вид контакта: высокое духовное учительство, когда один представляет для другого чудом материализовавшийся идеал, к которому можно подходить лишь с величайшим благоговением, изредка и не на слишком близкое расстояние. В современной западной цивилизации такие отношения не приняты, что очень ее обедняет и сдерживает ее развитие, поскольку высокое духовное учительство и ученичество свойственны природе человека, и одного лишь высокого Учения ему, как правило, недостаточно - ему нужен также и живой Учитель.

Эволюционная разница в одну ступень, то есть принадлежность к соседним общим уровням, дает паре возможность взаимопонимания, но при условии, что оба человека всегда эту разницу осознают и имеют в виду; фактически это отношения практического духовного учительства, хотят это признавать партнеры или нет; попытки игнорирования (хотя бы одним) разницы в их эволюционных уровнях быстро ведут к плачевным результатам. Здесь ведущие эгрегоры очень четко распределяют роли, и людям ничего не остается, как подчиниться, иначе они вступают в конфликт уже не только (и не столько) друг с другом, сколько с волей обоих эгрегоров.

Теперь рассмотрим характерные вибрации различных планов. Они определяют пафос, или основное содержание жизни и деятельности человека (системы).

Муладхарный план дает пафос удержания только что достигнутого, борьбы с врагами, пытающимися все отобрать и отбросить человека с позиций, которые он с таким трудом и лишениями завоевывал; таков, в частности, пафос революции. Основное содержание муладхарного плана - первого плана данной ступени (то есть общего уровня) - это борьба с силами (внешними и внутренними), пытающимися стянуть человека на предшествующую ступень. Например, при переходе от свадхистханы к манипуре, попав на уровень манипура-муладхара человек борется с собственной ленью, праздностью и ленивым паразитизмом, а при переходе от манипуры к анахате, то есть оказавшись на уровне анахата-муладхара, он сталкивается с искушениями жесткости, непримиримости и агрессии.

Свадхистханный план - это пафос устойчивой самоподдерживающейся жизни, пожинания плодов успеха предшествующего (муладхарного) плана: изобилия, радости, освоения бесплатно полученного наследства. Так дети революционеров и нуворишей очень плохо понимают своих родителей, умея превратить в праздник что угодно, а реальные страдания и каторжный труд предшествующего поколения - в красивую легенду, в которую подлинные участники с их навязчивыми воспоминаниями вписываются довольно плохо.

Манипурный план дает пафос усиления, создания устойчивой структуры, или системы управления, поддерживающей достижения (можно даже сказать, расцвет) жизни на предшествующем плане, которая, конечно, была во многом хаотична и неорганизована. Эта устойчивая структура, однако, тяготеет к некоторой жесткости и начинает со временем угрожать той самой жизни, для пущего преуспеяния которой она была создана, и в известной степени на ней паразитировать. По поводу этого этапа развития было сказано: "За что боролись, на то и напоролись".

Анахатный план - это пафос возвышенной любви, просветления и чистоты: здесь качество явно предпочтительнее количества (этим анахата отличается от свадхистханы). На этом плане становится понятным, что без Божьего благословения ничего хорошего не получается, и человек начинает инстинктивно искать это благословение и заниматься лишь теми проблемами, в которых его ощущает. На этом плане структуры манипурного плана частично отмирают, а остальные преображаются и получают иной смысл и функции, чем при своем создании.

Вишудховский план имеет пафос совершенного воплощения реальности, интуитивно прозреваемой на предшествующем плане анахаты. Это могут быть безупречные технологии, инструменты, теории или движения, но они вполне реальны, хотя и производят впечатление чуда, каковым в некотором роде и являются. На свадхистхане-вишудхе находятся, например, высококачественные ремесленные изделия, на манипуре-вишудхе - совершенная система регулирования капиталистической экономики, на анахате-вишудхе - музыкант-любитель.

Аджновский план - это пафос объединения, стремления к синтезу разнородных течений, групп и т. п., достигших совершенного проявления на плане вишудхи. Теперь им становится тесно и скучновато в пределах своих эгрегоров, и они хотят обогатиться за счет взаимных внешних обманов, а затем объединиться, найдя некоторую общую точку сборки. Свадхистхана-аджна - объединение раздробленных феодальных поместий по экономическим соображениям, манипура-аджна - объединение стран в военные блоки по политическим, также экуменическое движение церквей (уровня манипуры).

Сахасрарный план дает пафос погружения в единую объемлющую реальность: эксплуатация, приложение теории к практике, включение элемента в систему. Свадхистхана-сахасрара - объединяющиеся под религиозной или национальной эгидой мелкие княжества образуют государство, которое интегрируется в мировое сообщество.

И, наконец, подпланы: они определяют стиль и методы, то есть способ оформления жизни и усилий человека, и отнюдь не безразличны для эволюции: каждый человек должен прикладывать свои усилия в стиле своего эволюционного подплана, чего часто не понимают или не хотят признавать окружающие, родители и вообще жесткие, "негуманистические" социальные структуры.

Муладхарный подплан - это стиль борьбы за что-то или против чего-то, удержания уровня в трудных условиях, методы угроз, подавления, голодовок, "локтей" на манипуре и аскетизма на анахате, сугубой самостоятельности.

Свадхистханный подплан - стиль красивой жизни с излишествами, методы взяток и подкупа (что гораздо приятнее муладхарного шантажа), покровительства, принятия и дачи помощи и благотворительности, расширения возможностей за чужой счет или другим людям.

Манипурный подплан - стиль давления, принуждения, использования вспомогательных средств (инструментов) и промежуточных цепочек, то есть опосредование, а также всевозможное структурирование как метод решения задач.

Анахатный подплан - стиль ненавязчивости, невмешательства, априорно доброжелательного отношения, вежливости как стремления адекватно воспринять другого человека и говорить с ним корректно и на понятном ему языке. На невнимательного наблюдателя анахатный стиль может производить впечатление аморфности, особенно если в социуме принят стиль манипуры. Методы взаимных уступок, разумных компромиссов, поисков "мира без аннексий и контрибуций". Там, где манипура требует, анахата просит, и нередко с б о льшим эффектом.

Вишудховский подплан - это блестящий стиль и совершенные методы. Ключевые слова - эффективность, точность, адекватность, безукоризненность.

Аджновский подплан - методы сочетания самых разнородных объектов. Комплексный, синтетический подход, "с миру по нитке", поиск неожиданных сочетаний, принципиально новых взглядов, позиций и решений, формально научный подход.

Сахасрарный подплан - стиль погружения в реальность и импровизации, включения прежде изолированного объекта в объемлющую его систему. При этом некоторые проблемы снимаются как несущественные, а другие видоизменяются, но зато возникают системные затруднения, которые должны быть решены. Это, например, обучение методом погружения, групповая психотерапия по К. Роджерсу. Так закомплексованного подростка родители отправляют на лето в трудовой лагерь: поживи сам и Бог тебе в помощь.

Ошибки в оценках уточненного эволюционного уровня чаще всего связаны с инверсией общего уровня и плана, или плана и подплана, поскольку характеристики одинаковых по названию уровня и плана хотя в чем-то и похожи, но по сути различны. Например, пианист уровня манипура-манипура-вишудха может владеть прекрасной техникой игры, но его музыка будет исключительно "силовой", ударной, сродни барабану, и будет очень сильно отличаться от исполнения его собрата уровня манипура-вишудха-манипура, которая будет ощущаться как совершенная (в рамках, например, романтизма, соответствующего общему манипурному уровню), и ее сила будет ощущаться именно как яркость проявления этого совершенства. Мастер фортепианной игры уровня вишудха-манипура-манипура будет исполнять классическую музыку, истинная сила которой будет воспринята очень немногими (людьми анахаты), но они получат от нее значительную нравственную и эмоциональную поддержку; кроме того, эти вибрации найдут некоторый отклик и у людей двойной манипуры, особенно с подпланом вишудхи, то есть манипуры-манипуры-вишудхи, которым понравится что-то в манере исполнения, несмотря на трудность (для них) восприятия самой музыки.

Человек уровня тройной манипуры (манипура-манипура-манипура) это, например, жесткий начальник. Сменив стиль (подплан) на анахату, он станет вежливым, корректным начальником, но основное содержание его деятельности - трансляция воли и поддержание функционирования жесткой иерархической системы - не изменится: пафос уровня манипура-манипура-анахата это все равно давление и принуждение, хотя и в корректной форме. Интеллигентом называется человек, чей пафос - любовь, то есть анахата, но как план манипуры. Манипура-анахата-манипура - стойкий интеллигент, твердо исповедующий свои гуманистические принципы, несмотря на давление окружающей среды. Ему, однако, плохо понятна сила святого, находящегося на уровне анахата-манипура-манипура, чьи действия могут быть довольно жесткими, но никогда не получают отпора, так как пробуждают у окружающих совесть - таким умением интеллигент похвастаться не может, хотя она играет большую роль в его собственной жизни, в отличие от трижды манипурного начальника.

Приведенные выше описания касались преимущественно каузального тела; как выглядит эволюционное развитие на других телах, читатель с большой пользой для себя представит сам. Автор переходит к прогулке по эволюционной лестнице снизу вверх, пытаясь кратко охарактеризовать планы каждого общего уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: