Вопрос 6: Раскрыть сущность личностно ориентированного подхода в образовании

Академик В. В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое началь­ное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свер­нута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям».

Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к тра­диционной школе (не только начальной, но и полной средней), причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло.

Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учи­тель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальные факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих под­готовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для зак­репления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.

При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьни­ками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою дея­тельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, их творческого по­тенциала, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процес­се, построенном на принципиально иных научно-методических основах.

Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащим­ся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности. Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных усло­вий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответст­вии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека — субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремятся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и от­ветственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно ориентированное обучение предусматривает дифференциро­ванный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно ориентированное содержание образования направ­лено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоро­вья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости пос­ледовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ре­бенка с его эмоциональной, духовной сферой.

Личностно ориентированные технологии направлены на индивидуальное развитие учащегося. Индивидуальное развитие—это совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствую­щей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.

Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гума­нистической педагогики. По своей сути предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их интеллектуальное и нрав­ственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. При личностно ориентированном подходе в образовании абсолютной ценно­стью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Личностно ориентированное обучение должно опираться на:

♦ уровень обученности в данной области знания и степень общего раз­
вития, культуры, т. е. ранее приобретенный опыт;

♦ особенности психического склада личности (памяти, мышления, вос­приятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);

♦ особенности характера, темперамента.

Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребенка:

♦ самостоятельность мышления;

♦ быстрота и прочность усвоения учебного материала;

♦ быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении не­
стандартных задач;

♦ глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение от­личать существенное от несущественного);

♦ критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необосно­ванным суждениям.

Среди разнообразных технологий личностно ориентированного обу­чения можно выделить:

♦ обучение в сотрудничестве;

♦ метод проектов;

♦ «Портфель ученика»;

♦ модульные технологии;

♦ технологии программированного обучения;

♦ индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях;

♦ разноуровневое обучение;

♦ игровые технологии и др.

Обучение в сотрудничестве. Обучение в малых группах использова­лось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Учитель не в состоянии оказать помощь каждо­му конкретному ученику. Эту ответственность ученики могут взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться сообща, а не про­сто что-то выполнять вместе.

Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.

1. Обучение в команде — уделяет особое внимание «групповым це­лям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в ре­зультате самостоятельной работы каждого члена группы и постоянного взаимодействия с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой), вопросом, подлежащим изучению. Вкратце обучение в ко­манде сводится к трем основным принципам:

а) группа получает одну на всех «награду» в виде балльной оценки
или какого-то поощрения. Группы не соревнуются друг с другом, так как
все команды имеют разный уровень и разное время на достижение более
высоких результатов;

б) индивидуальная ответственность: успех или неуспех всей группы
зависит от удач или неудач каждого ее члена;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха: каждый ученик приносит своей группе очки. Сравнение проводится с соб­ственными, достигнутыми ранее результатами.

2. Обучение в сотрудничестве «пила» — группы по 6 человек работают
над учебным материалом, разбитым на фрагменты (по типу «Мозаики»).

3. «Учимся вместе» — класс делится на группы по 4—5 человек, каж­дая получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой
темы, над которой работает весь класс.

4. Исследовательская работа учащихся в группах — акцент делается

на самостоятельную работу учащихся, организацию групповых дискуссий.

Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах

по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

взаимозависимость членов группы;

личная ответственность каждого члена группы за собственные успехии успехи своих товарищей;

♦ совместная учебно-познавательная, творческая и т. п. деятельность ]
учащихся в группе;

♦ социализация деятельности учащихся в группах;

♦ общая оценка группы.

В результате применения личностно ориентированного обучения удает­ся воспитывать в учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.

Вопрос 7: Определить сущность дидактики. Изложить историю ее развития. Сформулировать задачи дидактики и определить основные ее категории

Воспитание в его широком понимании включает в себя, как известно, два взаимосвязанных процесса — обучение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений.

Если органической частью воспитания в его широком смысле являет­ся обучение, то перед педагогикой встают вопросы: в чем состоит сущность этого процесса и как его нужно осуществлять? Теоретическая раз­работка этих вопросов обусловила развитие в педагогике особой научной дисциплины — дидактики.

Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «по­учающий». Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обу­чения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиво­речивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидак­тики внесли Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области П. Н. Груздев, М. А. Данилов,; Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Н. А. Менчинская, Ю. К. Бабанский и др.

Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обу­чения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние наумственное, мировоз­зренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Таким образом, дидактика —отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обу­чения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интен­сивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. К основным
вопросам,
которые разрабатывает дидактика, относятся следующие:

♦ исследование научно-педагогических основ содержания образования;

♦ раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения;

♦ освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности
обучающихся;

♦ развитие методов обучения;

♦ совершенствование и обновление организационных форм учебной
работы.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную орга­низацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др.

Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они ис­следуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их ис­следований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.

Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категориями общей педагогики, на­пример, «воспитание», «ученик», «учитель». Собственно дидактическими категориями, ставшими и общепедагогическими, надо признать «обра­зование», «учебный процесс». К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание», цели обучения, содержа­ние образования, дидактические процессы, методы обучения, средства обу­чения, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия (обще­ния) учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, вос­питание и развитие ребенка.

Преподавание —деятельность учителя в процессе обучения.

Учение — особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной и творческой деятельности.

Процессы учения и преподавания рассматриваются как единый про­цесс взаимодействия ученика и учителя.

Методика обучения учебному предмету —отрасль педагогической на­уки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдель­ную дидактику.

Содержание образования —система научных ЗУН, отношений и опы­та деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее раз­витие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовки к обществен­ной жизни и труду.

Дидактические принципы —это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в со­ответствии с его общими целями и закономерностями.

Методы обучения —способы профессионального взаимодействия учи­теля и учащихся для достижения целей обучения.

Формы организации обучения —способ организации процесса обуче­ния, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Наряду с другими отраслями педагогики дидактика постоянно раз­вивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой — она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях ди­дактики. Таковы, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., иссле­дование проблем развивающего обучения в разных вариантах, компьюте­ризация обучения и т. д. Все это обогащает дидактику.

Таким образом, дидактика — отрасль педагогики по теории образо­вания и обучения. Она одновременно наука и теоретическая, и приклад­ная. Дидактика определяет цель и содержание образования и обучения, разрабатывает формы, методы и организацию учебной работы, общие принципы создания и использования дидактических средств. Дидактика изучает также законы, закономерности и тенденции учебного процесса, проблемы источников и методов исследования вопросов обучения и об­разования. Она имеет связь с другими науками: гносеологией, психоло­гией, кибернетикой, социологией, историей педагогики и с другими пе­дагогическими науками.

Как и другие отрасли педагогики, дидактика постоянно развивается, совершенствуя содержание образования, формы и методы, организацию учебной работы.

Вопрос 8: Определить сущность личностно ориентированного содержания образования, его структуру. Назвать документы, определяющие содержание образования и определить их характерные особенности

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Без научно обоснованного содержания образования трудно рассчи­тывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания— всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержа­нии и его направленности заложены основы формирования растущей личности.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащим­ся в процессе обучения (И. Ф.Харламов).

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культу­ры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность следующих компонентов:

системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе),
раскрывающих картину мира (усвоенная информация помогает человеку
сориентироваться в окружающем мире);

опыта осуществления известных для человека способов деятельно­сти (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира);

опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности человека к дальнейшему освоению куль­туры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятель­ное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Энциклопедическая
образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала);

опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность
действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами).

Все компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без зна­нии невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе опре­деленных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о действи­тельности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызыва­ет те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе

развития общества.

Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Стандарт отражает обществен­ный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными воз­можностями системы образования.

Государственные образовательные стандарты — это документа­ция, служащая основой объективной оценки уровня образования и квали­фикации выпускников независимо от форм получения образования. В стан­дартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает воз­можность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Государственный стандарт определяет:

♦ минимум содержания основных образовательных программ;

♦ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

♦ требования к уровню подготовки выпускников.

На основе государственных стандартов разрабатываются учебные пла­ны образовательных учреждений всех типов.

Учебный план —это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Министерство образования.

Выделяют следующие виды учебных планов: базисный, типовой (но­сит рекомендательный характер), учебный план средней школы.

Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1—4 классы), б) основного (базового) образования (5—10 классы), в) среднего* (полного) образования (11—12 классы).

Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:

♦ полный перечень учебных предметов по годам обучения;

♦ продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой
из ступеней);

♦ количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, неделю,
учебный год и за все годы обучения;

♦ недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий
по выбору учащихся и факультативных занятий);

♦ итоговое количество учебных часов, финансируемых государством;

♦ периоды производственной практики, лагерных сборов;

♦ продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образователь­ные компоненты:

♦ базовый (республиканский);

♦ дифференцированный (национально-региональный);

♦ школьный.

Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцирован­ного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования.

Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а так­же преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5—6 часов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах, кроме обя­зательных учебных предметов (базовый компонент), есть предметы для выбо­ра самими учащимися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязатель­ны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватыва­ют либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, (например, по истории Великой Отечествен­ной войны), либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана.

Учебный план содержит и школьный компонент, т. е. некоторые учеб­ные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решени­ем педагогического или методического совета школы. Школьный компо­нент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожела­ний учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.

В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в пос­ледние годы нестабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и количество часов, отводимых на них.

В учебных планах белорусских школ больше времени стало отводить­ся предметам гуманитарного цикла. По мнению ряда авторов, учебные планы Беларуси в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе страны. Слабо учитывается глобальное ухудше­ние социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащих­ся. То же можно сказать и о правовой грамотности, воспитании правовой культуры у учащихся. Необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение факультативных Учебных курсов.

Учебная программа — нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каж­дому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утвер­ждает Министерство образования.

В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы:

Пояснительная записка — в ней формулируются цель и задачи обу­чения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета.

Содержание образования в виде списка вопросов — по разделам и те­
мам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.

Межпредметные и внутрипредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности.

♦ Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.

Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаются
и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов.

Список литературы и др.

Виды учебных программ:

Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, уме­ния, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомен­дации методического характера.,

Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации.

Личностно-индивидуальные авторские программы, разрабатываемые
или реализуемые высококвалифицированными творчески работающими,
учителями.;

Традиционно существует два принципа (способа) построения программ:

а) линейный —логическое построение материала в беспрерывной пос­ледовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих,
этапах обучения;

б) концентрический — повторение учебного материала на следующей
ступени в усложненном варианте. На новом витке содержание расширяется и углубляется.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атла­сы, карты, справочники, сборники задач, методические пособия.

Учебники к учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.

Таким образом, содержание образования — важнейший компонент учебного процесса и основное средство достижения цели в образовании. Содержание образования уточняется в учебном предмете, закрепляется в учебных программах, а затем программа обучения развертывается в учебниках.

Вопрос 9: Определить назначение, функции, структуру учебника. Изложить требования к учебнику

Учебник — это учебная книга, в которой изложен систематизи­рованный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики. В учебнике даются основы науч­ных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой.

На основе классификации наук учебники подразделяют на гуманитар­ные, физико-математические, природоведческие и др.

По характеру преподавания материала различают учебники академи­ческие и прикладные.

По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблем­ные, программированные, комплексные учебники.

В педагогической литературе выделяют следующие функции учебника:

информационная —учебник преподает основы наук, позволяет расши­рить объем знаний, организовать самостоятельную учебную деятельность;

контрольно-коррекционная — проверка и коррекция хода обучения;

мотивационная — создание стимула к изучению предмета.

В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы об­легчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебни­ке есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и система­тизировать знания; иногда указывается литература для самообразования.

Таким образом, можно выделить структуру учебника:

текст (главный компонент) — подразделяется на:

а) основной (теоретический и фактический материал);

б) дополнительный (документы, отрывки, справки);

в) пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии).

внетекстовые (вспомогательные) компоненты: вопросы, задания, памятки, таблицы, иллюстрации, подписи к иллюстрациям, аппарат ори­ентировки, замечания, предисловие, приложения, оглавление, указатели.

Материал в учебниках может размещаться по:

А) линейному принципу (материал излагается последовательно на осно­ве уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения);

Б) концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).

К учебнику предъявляются следующие требования:

1. Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся.

2. Учебник должен составляться по учебной программе.

3. Материал учебника должен быть изложен системно, логически, стройно.

4. Учебник должен отображать уровень развития современной науки.

5. Учебник должен содержать точные формулировки, обоснования,
правила и выделять те, которые нужно запомнить.

6. Учебник должен иметь качественные иллюстрации.

7. Учебник должен соответствовать санитарно-гигиеническим требо­ваниям (шрифт, переплет).

Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, ат­ласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учеб­ные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на класс­ных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: