Психологические требования к личности учителя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция; педагогическая интуиция; высокоразвитый интеллект; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь определённые педагогические способности. Педагогические способности – это устойчивые свойства личности педагога, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием её успешного выполнения.

Ф.П. Гоноблин называет следующий ряд педагогических способностей:

· дидактические способности позволяют педагогу успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

· экспрессивные способности позволяют учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

· перцептивные способности выражаются в психологической наблю-дательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей испытуемых;

· организаторские способности обеспечивают дисциплину и порядок в классе, учебной группе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплочённого коллектива учащихся;

· суггестивные способности – способности к сильному эмоцио-нально-волевому влиянию педагога на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах;

· академические способности связаны с усвоением знаний, умений, навыков в соответствующей области науки.

Субъектные свойства педагога:

1) специальные:

· объективные (научная подготовка учителя);

· субъективные (личный учительский талант);

2) личностные (нравственно-волевые качества).

Профессиональная компетентность – это все субъектные свойства педагога, проявляемые в деятельности и обеспечивающие её эффективность. Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. В данной характеристике профессиональной компетентности А.К. Маркова представляет и личность учителя. Педагог является одновременно и субъектом педагогической деятельности, и субъектом педагогического общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: