Счисление пути судна при
одновременном учете дрейфа
и течения
Судно с работающими движителями при отсутствии ветра и течения перемещается по линии ИК, а судно, на которое воздействует ветер, по линии ПУα.
Если на судно одновременно воздействует ветер и течение, то оно перемещается по линии ПУс.
Направление движения судна при одновременном воздействии на него ветра и течения определяется углом ПУс.
ПУс = ИК + α + β;
ПУс = ИК + с;
где с = α + β - суммарный угол сноса.
При ведении графического счисления с одновременным учётом дрейфа и течения, в зависимости от обстоятельств решают либо прямую задачу, когда задан КК, а требуется рассчитать ПУс, либо обратную, когда задан ПУс, а требуется рассчитать КК.
Если на судне установлен относительный лаг, то есть лаг, измеряющий скорость относительно воды, то задача по учёту дрейфа решается аналитически, а по учёту течения графически путём построения на карте скоростного треугольника, сторонами которого являются векторы:
Vл – скорости судна относительно воды;
VТ – скорости течения;
V - скорости судна относительно грунта.
При ведении графического счисления с одновременным учётом дрейфа и течения необходимо знать величину угла дрейфа α, направление течения КТ, и скорость течения VТ.
Прямая задача (задан КК)
Нанести на карту исходную точку счисления, указать возле неё момент начала движения Т1 и отсчет лага ОЛ1. Компасный курс исправить и рассчитать путевой угол при дрейфе ПУα
При управлении судном по магнитному компасу:
ПУα = ККмк + (±δ) + (±d) + (±α),
где ±δ – девиация (из таблицы девиации);
±d – магнитное склонение (с карты);
±α – угол дрейфа.
При управлении судном по гирокомпасу:
ПУα = ГКК + (±ΔГК) + (±α),
где ±ΔГК – поправка гирокомпаса.
От исходной точки Т1 проложить линию ПУα.
По линии ПУα от исходной точки Т1 в приемлемом масштабе циркулем-измерителем отло-жить Vл (точка а).
От точки а проложить прямую по направлению КТ.
По линии КТ от точки а отложить VТ в таком же масштабе как и Vл (точка b).
Провести прямую от исходной точки Т1 через точку b, получим линию ПУс.
Транспортиром измерить величину ПУс.
Чтобы определить счислимое место судна в любой момент (изменение курса, обсервация и др.), необходимо зафиксировать этот момент Т2
и отсчёт лага ОЛ2. Рассчитать расстояние, пройденное судном по данному направлению:
Sл = (ОЛ2 – ОЛ1)Кл,
где Кл – коэффициент лага.
На линии ПУα с помощью измерительного циркуля отложить от исходной точки величину Sл, сняв её с боковой рамки карты на широте линии ПУα, получим точку а.
Точку а по направлению КТ перенести на линию ПУс, получим точку b, которая и является счислимым местом судна в момент Т2.
Обратная задача (задан ПУс)
Нанести на карту исходную точку счисления, указать возле неё момент начала движения Т1 и отсчет лага ОЛ1.
От исходной точки Т1 проложить линию ПУс.
От исходной точки Т1 проложить линию КТ.
Измерительным циркулем взять с боковой рамки карты Vл в таком же масштабе как и VТ.
Не меняя раствора циркуля, поставить одну ножку в точку b, а вторую на линию ПУс, получим точку а.
Линия, проходящая через точки b и а, параллельна линии ПУα. С помощью параллельной линейки проложить из исходной точки Т1 прямую, параллельную bа, получим Линию ПУα.
Транспортиром измерить ПУα.
По линии КТ от исходной точки Т1 в приемлемом масштабе отложить VТ (точка b).
Рассчитать ИК, перевести его в компасный и задать рулевому.
При управлении судном по магнитному компасу:
ККмк = ПУα - (±α) - (±d) - (±δ).
Девиация выбирается из таблицы девиации по магнитному курсу
МК = ИК - (±d),
а затем уточняется по ККмк.
При управлении судном по гирокомпасу
ГКК = ПУα - (±α) - (±ΔГК).
Методика определения счислимого места аналогична прямой задаче.
Оформление прокладки
Угол сноса на течении β определяется как разность:
±β = ПУс – ПУα.
Угол сноса на течении β имеет знак +, если течение действует в левый борт и -, если в правый.
Суммарный угол сноса с определяется как разность:
±с = ПУс – ИК.
Контроль:
±с = (±α) + (±β).