На величину спроса товаров аптечного ассортимента оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на две группы:
• ценовые детерминанты;
• неценовые детерминанты.
К основным ценовым детерминантам относятся:
• заменяемость. Чем больше адекватных заменителей имеет продукт, тем более эластичен спрос на него. Так, при повышении цены на него потребитель имеет возможность использовать товар — субститут (взаимозаменяемый товар) с более низкой ценой.
• удельный вес в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес в бюджете потребления занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него. Лекарственные препараты, которые потребитель имеет возможность приобрести на условиях бесплатного или льготного отпуска, характеризуются малоэластичным спросом. Точно так же розничные и оптовые фармацевтические предприятия более чувствительны к изменению цен на товары, требующие больших затрат на закупку;
• мера необходимости в товаре. Чем выше нужда в товаре, тем ниже эластичность спроса на него. Большинство лекарственных препаратов — это предметы необходимости, поэтому спрос на них менее эластичен в сравнении с некоторыми дорогостоящими предметами ухода за больными, санитарии, гигиены или пищевыми добавками;
|
|
• фактор времени. Чем длиннее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос на продукт. Одна из причин — привычки. Необходимо, чтобы прошло время для поиска достойного заменителя. Кроме того, фактор времени — это мера срочности. Товар нужен срочно, нет времени на поиски более доступной альтернативы — спрос неэластичен. Покупку можно отложить — появляется время на поиски товара ниже по цене, что повышает степень эластичности;
• характер потребителей. Отдельные категории конечных потребителей, имеющих возможность приобрести фармацевтические препараты за счет средств бюджета, отличаются малой степенью спроса. Институциональные потребители (розничные и оптовые покупатели), приобретающие товары исключительно за счет денежных средств организации, чувствительнее к изменению цен.
К важнейшим неценовым детерминантам относятся:
• доход потребителей. Если доход потребителя увеличится, то при той же цене потребитель сможет купить большее количество товара.
• вкусы и предпочтения. Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под влиянием изменения знаний промежуточных потребителей — врачей — о фармакотерапии разных заболеваний; рекламы на товары, разрешенные к продвижению с использованием данного приема и др.;
• изменение спектра использования товара. Спектр использования зависит от развития знаний о направлениях использования товара, негативных факторах (например, побочное действие лекарственных препаратов), стадии жизненного цикла продукта;
|
|
• цена на сопряженные товары. Следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары.
• потребительские ожидания относительно будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Величина рассматриваемого фактора наглядно проявилась накануне введения налога на добавленную стоимость на лекарственные препараты. В период перехода к новой системе сертификации оптовые структуры увеличили закупки фармацевтической продукции выше нормальной величины товарных запасов;
• изменение числа или структуры потребителей, например увеличение количества пожилых людей, увеличивает спрос на лекарственные препараты.