Жизненный цикл товара – период времени с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Впервые термин «жизненный цикл» был применен в маркетинге Теодором Левиттом в 1965 г.
Стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ):
1. Стадия разработки товара;
2. Стадия внедрения – характеризуется поступлением товара в продажу. Причины низких темпов роста объема продаж:
· Не отлаженность технологии;
· Дистрибьюторы настороженно относятся к товару (промышленные товары (B2B));
· У покупателей уже сложились потребительские привычки, и они настороженно относятся к новым товарам;
· Конкуренция может быть очень сильной со стороны товаров-заменителей (субститутов).
3. Стадия роста – характеризуется увеличением темпов роста объема продаж. Покупатели начинают делать повторные покупки, передавать позитивную информацию другим потенциальным покупателям;
4. Стадия зрелости (насыщения) – самая длительная. Период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта;
|
|
5. Стадия спада – период резкого снижения объема продаж и прибыли. Происходит потеря интереса к товару.
Роль маркетинга на различных этапах:
На 1 этапе роль маркетинга – изучение потребителя, его характеристик, нужд, потребностей сбыта. Задача маркетинга – разъяснение потребителю о пользовании будущего товара.
Второй этап: с точки зрения маркетинга необходимо определить каналы сбыта оптимальный момент времени выхода на рынок, выявить поведение конкурентов, информацию о самых различных свойствах товара.
На третьем этапе: существует конкуренция, т.к. высокий объем продаж – необходимо применять рекламу, разъясняющую преимущества вашего товара, осваивать новые участки рынка, привлечь неохваченные каналы сбыта.
Четвертый этап: акцента на массового покупателя, используется напоминающая реклама, методы стимулирования сбыта (поощрение более частых покупок).
Пятый этап спада: объем продаж снижается, необходимо продлить жизнь товара.
Для этого используются следующие меры:
· Изменение цены;
· Изменение упаковки;
· Интенсивная реклама;
· Модификация товара.
Возможные варианты кривых жизненного цикла