Инструменты контроллинга

GAP- анализ - в контексте контроллинга GAP- анализ означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного.

Портфельный анализ - подход к управлению финансами предприятия с позиций оптимального сочетания риска и доходности.

Расчёт маржинальной прибыли - с помощью метода расчёта маржинальной прибыли анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга, ценообразования и финансов.

Сравнительный анализ - анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности.

Системы отчетности. Основой организации эффективного процесса принятия управленческих решений является наличие достоверной информации о происходящем в компании. Информационное обеспечение в рамках контроллинга предполагает использование отчетности, базирующейся на принципах МСФО и аналогичных систем (US GAAP или любой иной признаваемый GAAP, ориентированный на интересы инвесторов), поскольку такая отчетность в наибольшей степени раскрывает экономическую сущность операций компании. На более детальном уровне используются необходимые дополнительные отчеты с той степенью детализации и в тех разрезах, которые востребованы пользователями внутри компании.

Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard – BSC). Усложнение контекста функционирования современных организаций привело к трансформации собственно расчетной составляющей внутри финансовой функции – по данным некоторых исследований в ней сохранилось менее 50 процентов чистых «финансов», остальное приходится на обеспечение действий, связанных со стратегическим подходом к добавлению ценности.

BSC позволяет представить целостную картину финансового (главным образом – что было достигнуто в прошлом) и нефинансового (факторы будущих успехов) состояния организации. Соединяя воедино стратегические цели и финансовую перспективу компании, BSC увязывает их с рыночной ситуацией, определяющей значимые запросы клиентов к бизнес-процессам. Это дает возможность сформулировать требования к организации и сотрудникам (внутренняя перспектива). Таким образом, система сбалансированных показателей становится тем механизмом, который обеспечивает «подгонку» всего происходящего в компании к оптимуму.

Управление стоимостью компании. Создание стоимости для акционеров является приоритетной задачей финансовых директоров во всем мире. Модель оценки стоимости, базирующаяся на дисконтировании будущего свободного денежного потока компании, позволяет системно управлять ключевыми факторами создания стоимости. Данный метод в финансовом выражении демонстрирует влияние на стоимость таких важнейших нематериальных рычагов, как интеллектуальный капитал, знания, бренды, НИОКР, взаимоотношения с контр-агентами и др. Контроллинг, ориентированный на стоимость, транслирует стратегию компании в соответствующее организационное поведение, которое задействует данные рычаги, интегрируя финансы, управление и мотивацию.

Процессно-ориентированное управление исходит из установки «управлять процессами и потоками, а не функциями и действиями». Метод, ориентированный на процессы, отвечающие за конечный продукт (или услугу), реализует приоритет создания ценности для клиента, что в конечном итоге составляет стоимость для акционеров компании. Ее максимизация возможна только в случае устранения расходов, не создающих ценность (по некоторым оценкам, такими являются до 60% накладных расходов компаний).

Процессно-ориентированная модель сфокусирована на управлении источниками затрат, исходя из необходимости тех или иных видов деятельности. Контроллинг процессов предполагает определение и выполнение именно той деятельности, которая должна привести к достижению стратегических целей компании.

«Новое бюджетирование» является логическим продолжением философии процессно-ориентированного управления. Традиционная природа бюджетирования, прижившаяся в российской модели управления, фактически оправдывает расходы и покрывает бесполезные затраты, тем самым окутывая организацию пеленой корпоративных интриг. Контроллинг же позволяет избежать подобных проблем, так как предполагает процессно-ориентированное бюджетирование с использованием сценарного планирования и распределением ресурсов в соответствии с реальными потребностями сотрудников. Воплощение данной стратегии подразумевает постоянный выбор из возможных вариантов действий, отражающих различные возможности с разными потребностями в средствах производства. Система контроллинга делает процесс распределения ресурсов более гибким и адаптивным, делегируя право принимать решения на исполнительский уровень.

Управление рисками и изменениями является еще одной необходимой составляющей системы контроллинга в организации. Динамика трансформаций увеличивает степень неопределенности, что оказывает колоссальное влияние как на финансовые модели компаний, так и на поведение сотрудников. Непрерывное выявление и определение значимости рисков, построение системы их контроля и управления важно не только для финансовых, но также и для всех иных типов рисков (технические, коммерческие, операционные и др.). Интегрированная система управления рисками в рамках контроллинга устраняет возможные проблемы, возникающие в ситуации, когда отдельные подразделения компании отвечают за реализацию своей функции, а не за результат в целом («это – моя ответственность, а это – их»).

«Контроллинговая» организация

Сегодняшние требования к системе контроллинга бросают вызов традиционной «контролирующей» роли финансовой службы в компании, смещая акценты с вопроса «Кто виноват?» на более конструктивный – «Что делать?». Контроль прошлого представляется менее эффективным, чем стремление ориентироваться на будущее.

Характерным трендом в финансовой профессии является стремление к внутреннему партнерству, а основной задачей становится предоставление внутренним клиентам услуг, ориентированных на максимизацию ценности. Упомянутые в настоящей статье инструменты способны дать эффект и в отдельности. Однако именно идеологическая составляющая позволяет получить полную отдачу от инвестиций в совершенствование системы управления в компании. Таким образом, контроллинг – это больше образ мышления и способ осуществления управленческой деятельности, чем набор отдельных инструментов.

Инструменты современного контроллинга:

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS).

Модели создания корпоративной стоимости (Shareholder Value).

Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).

Процессно-ориентированное управление (Activity-based management).

Инструменты управления взаимоотношениями с потребителями (Customer relationship management).

Управление затратами на основе видов деятельности (Activity based costing).

Управление рисками и изменениями (Enterprise risk management / Change management).

Новые подходы к планированию (Activity based budgeting / Priority based budgeting / Zero based budgeting).

Информационные технологии (IT / IS).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: