В общении со сверстниками складывается способность оценивать другого и сравнивать себя с ним. Всё это стимулирует возникновение самооценки.
В 3-4 года – взаимооценки более субъективны, чаще подвержены эмоциональному отношению друг к другу.
В 4,5-5,5 лет наиболее восприимчивы к оценке сверстников.
С возрастом оценка становится более объективной.
В 5-7 лет – наиболее высокий уровень сравнения себя со сверстниками, т.к. более богатый индивидуальный опыт, критически оценивают воздействия ровесников.
Важное место в оценке сверстников занимают деловые качества, навыки и умения, что необходимо для обеспечения успешности совместной деятельности, и нравственные качества.
В 4-5 лет диапазон моральных проявлений невелик. Они ассоциируются с понятием «хороший» («не бить никого», «слушаться маму, воспитателя»).
В 5-7 лет – выделяют такие качества, как трудолюбие, аккуратность, умение дружить, играть, справедливость и др.
В дошкольном возрасте оценка и самооценка носит эмоциональный характер. Дело в том, что переживания, захватывающие ребёнка и подталкивающие его на неправильные поступки, часто заслоняют от него действительный смысл совершённого и не дают возможности беспристрастно оценить себя.
|
|
Дети легко оценивают себя положительно. Отрицательная самооценка лишь у незначительной части детей 7 лет.
Причина: 1. Трудно отделить свои умения от собственной личности в целом.
2. Трудно признать, что он хуже сверстников.
3. Стремятся показать своё превосходство, т.е. самоутверждаются.
4. Рассказывают о вымышленных достижениях, т.к. стремятся к положительной оценке.
Вначале самооценка возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, т.к. можно сравнить результат.
Уровни самооценки
3-4 года – завышенная самооценка, т.к. дети мало знают о своих личностных качествах и познавательных возможностях, чисто эмоциональная («Я хороший»).
До 5 лет переоценивают свои умения.
5 лет – более адекватна, но в основном высокая.
6-7 лет – адекватная, т.к.дети уже хорошо знают свои физические возможности, оценивают их правильно, знают свои личностные качества и умственные возможности.