Краткосрочное и долгосрочное равнов на рынке соверш. конкуренции

Рынок соверш. конкуренции характеризуется следующими чертами: Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все Т отрасли явл-ся совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности: Это означает, что любое сколь угодно малое повыш-е цены 1м производителем сверх рын-го уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Т.о., разница в ценах м.б. единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.Кол-во эк-х субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что реш-я отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении V ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора м/у продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена явл-я результатом совместных действий всех покупателей и продавцов. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные кап-ловложения, положительный эффект масштаба пр-ва крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предлож-я (субсидии, налог-е льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деят-ти в другой. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все реш-я принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои F-и д-дов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. П.эпредполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Данные характеристики явл-ся настолько строгими, что практически нет реальных рынков, к.е полностью бы им удовлетворяли. Тем не менее, модель соверш. конкуренции: позволяет исследовать рынки, на к.х большое кол-во малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью; проясняет условия максимизации Р; явл-я стандартом для оценки эффективности реальной эк-ки. Краткосрочное равнов фирмы в условиях соверш. конкуренции Спрос на продукцию совершенного конкурента. В условиях соверш. конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рын-го спроса и рын-го предлож-я, как это представлено на рис. 4.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего д-да (АR) для каждой отдельной фирмы.

В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не м-ет продавать свой Т по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она м-ет продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать Т по цене ниже Ре. Т.о., все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предлож-ем. Д-д фирмы — совершенного конкурента Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых д-да в условиях соверш. конкуренции. 1. Совок-й д-д () — общая величина д-да, полученная фирмой от реализ-и всей своей продукции,

представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивае V на величину, равную рыночной цене. 2. Средний д-д () — д-д от реализ-и единицы продукции, определяется рыночной ценой равновесия, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению 3. Предельный д-д () — добавочный д-д от реализ-и одной дополнительной единицы выпуска, Предельный д-д также определяется текущей рыночной ценой при любом V выпуска. По определению так как

Все F-и д-да представлены на рис. 4.2. Определ-е оптимального V выпуска При соверш. конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не м-ет воздействовать на нее, поскольку явл-я ценополучателем. В этих условиях единственный способ увеличения Р состоит в регулировании V выпуска. Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный V выпуска, т.е. V выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию Р (или минимизацию издержек, если получение Р невозм-о). Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума: 1. Метод совокупных издержек — совокупного д-да. Совокупная Р фирмы максимизируется при таком V выпуска, когда разница м/у и будет максимально большой. п=TR-TC=max На рис. 4.3 оптимизирующий V находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция Р находится путем вычитания ТС из ТR для каждого V пр-ва. Пик кривой совокупной Р (п) показывает V выпуска, при котором Р максимальна в краткоср. периоде. Из ан-за F-и совокупной Р следует, что совокупная Р достигает своего максимума при V пр-ва, при котором ее производная равна нулю, или dп/dQ=(п)`= 0. Производная F-и совокупной Р имеет строго определенный эк-ий смысл — это предельная Р. Предельная Р (Mп) показывает прирост совокупной Р при изменении V выработки на единицу. Если Мп>0, то функция совокупной Р растет, и дополнительное пр-во м-ет увеличить совокупную Р. Если Мп<0, то функция совокупной Р уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную Р. И, наконец, если Мп=0, то значение совокупной Р максимально. Из первого условия максимизации Р (Мп=0) вытекает второй метод. 2. Метод предельных издержек — предельного д-да. Мп=(п)`=dп/dQ, (п)`=dTR/dQ-dTC/dQ. А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная Р достигает своего наи>го значения при таком V выпуска, при котором предельные издержки равны предельному д-ду: . Если предельные издержки > предельного д-да (МC>МR), то п/п м-ет увеличить Р за счет сокращения V пр-ва. Если предельные издержки меньше предельного д-да (МC<МR), то Р м.б. увеличена за счет расширения пр-ва, и лишь при МС=МR Р достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равнов. Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях соверш. конкуренции оно несколько модифицируется. Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному д-дам фирмы — совершенного конкурента (РAR=MR), то равенство предельных издержек и предельных д-дов трансформируется в равенство предельных издержек и цены: . Условие получения краткосрочной выгоды Совокупная Р п/п м.б. оценена двумя путями: п=TR-TC; п=(Р-АТС)Q. Если разделить второе равенство на Q, то мы получим выражение п/Q=P-ATC, характеризующее среднюю Р, или Р на единицу выпуска. Из этого следует, что получение фирмой в краткоср. периоде прибылей (или убытков) зависит от соотношения ее средних совокупных издержек (ATC) в точке оптимального пр-ва Q* и текущей рыночной цены (по к.й вынуждена торговать фирма — совершенный конкурент). Возможны следующие варианты: если Р*>ATC, то фирма имеет в краткоср. периоде положительную экономическую Р; Положительная эк-ая Р

На представленном рисунке V совокупной Р соответствует площади заш3хованного прямоугольника, а средняя Р (т.е. Р на единицу выпуска) определяется вертикальным расстоянием м/у Р и АТС. Важно отметить, что в точке оптимума Q*, когда МС=МR, а совокупная Р достигает своего максимального значения, п=max, средняя Р не явл-я максимальной, поскольку определяется не соотношением MC и MR, а соотношением Р и АТС. если Р*<АТС, то фирма имеет в краткоср. периоде о3цательную экономическую Р (убытки); О3цательная эк-ая Р (убытки) если Р*=АТС, то эк-ая Р равняется нулю, пр-во явл-я безубыточным, а фирма получает только нормальную Р.

Нулевая эк-ая Р Условие прекращения производственной деят-ти В условиях, когда текущая рыночная цена не приносит в краткоср. периоде положительной эк-й Р, фирма становится перед выбором: либо продолжать убыточное пр-во, либо временно приостановить свое пр-во, но понести убытки в размере постоянных издержек (FC) пр-ва. Реш-е по данному вопросу фирма принимает исходя из соотношения своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены. Когда фирма принимает реш-е о закрытии, то ее совокупные д-ды (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена > средних переменных издержек P>АVС, фирме следует продолжать пр-во. В этом случае получаемый д-д позволит покрыть все переменные и хотя бы часть постоянных издержек, т.е. убытки будут меньше, чем при закрытии. Если цена равна средним переменным издержкам P=AVC, то с точки зрения минимизации убытков фирме безразлично, продолжать или прекращать свое пр-во. Однако скорее всего фирма будет продолжать свою деятельность, чтобы не потерять своих покупателей и сохранить рабочие места служащих. П.эее убытки будут не выше, чем при закрытии. И, наконец, если цены меньше средних переменных издержек то фирме следует прекратить свою деятельность. В этом случае ей удастся избежать ненужных потерь. Условие прекращения пр-ва Докажем справедливость данных рассуждений. По определению, п=ТR-ТС. Если фирма максимизирует свою Р, производя n-ое кол-во изделий, то эта Р (пn) должна быть > или равна Р фирмы в условиях закрытия п/п (по), ибо в противном случае предприниматель сразу закроет свое п/п. Другими словами,

Т.о., фирма будет продолжать свою деятельность лишь до тех пор, пока рыночная цена > или равна ее средним переменным издержкам. Только при этих условиях фирма минимизирует свои убытки в краткоср. периоде, продолжая деятельность. Промежуточные выводы по данному разделу: Равенство МС=МR, а также равенство Мп=0 показывают оптимальный V выпуска (т.е. V, максимизирующий Р и минимизирующий убытки фирмы). Соотношение м/у ценой (Р) и средними совокупными издержками (АТС) показывает величину Р или убытков на единицу выпуска при продолжении пр-ва. Соотношение м/у ценой (Р) и средними переменными издержками (АVC) определяет, надо или не надо продолжать деятельность в случае убыточного пр-ва. Краткосрочная кривая предлож-я фирмы-конкурента По определению, кривая предлож-я отражает функцию предлож-я и показывает кол-во Т и У, которое производители готовы предложить на рынок при данных ценах, в данное время и данном месте. Для того чтобы определить вид краткосрочной кривой предлож-я совершенно конкурентной фирмы, Кривая предлож-я фирмы-конкурента предположим, что рыночная цена равна Ро, а кривые средних и предельных издержек имеют вид, как на рис. 4.8. Поскольку Ро (точки закрытия), то V предлож-я фирмы равен нулю. Если рыночная цена повысится до более высокого уровня, то равновесный V пр-ва будет определяться соотношением MC и MR. Сама же точка кривой предлож-я (Q;P) будет лежать на кривой предельных издержек. Последов-о повышая рыночную цену и соединяя полученные точки, мы получаем краткосрочную кривую предлож-я. Как видно из представленного рис. 4.8, для фирмы-совершенного конкурента краткосрочная кривая предлож-я совпадает с кривой ее предельных издержек (МС) выше минимального уровня средних переменных издержек (AVC). При более низком, чем min AVC уровне рыночных цен, кривая предлож-я совпадает с осью цен. Долгосрочное равнов рынка при соверш. конкуренции. Долгосрочный период До сих пор мы рассма3вали краткосрочный период, к.й предполагает:

существование неизменного числа фирм в отрасли; наличие у предприятий определенного V постоянных ресурсов. В долгоср периоде: все ресурсы явл-ся переменными, что означает возм-ость для действующей на рынке фирмы изменения размеров пр-ва, внедрения новой технологии, модификации продукции; изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой Р ниже нормальной и преобладают о3цательные прогнозы на будущее, возм-о закрытие п/п и его уход с рынка, и наоборот, если Р в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний). Осн-е допущения ан-за Для упрощения ан-за предположим, что отрасль состоит из n типичных предприятий, имеющих, и что изменение V пр-ва действующими фирмами или изменение их количества не оказывают влияния на цены ресурсов (в дальнейшем это допущение мы снимем). Пусть рыночная цена Р1 определяется взаимодействием рын-го спроса (D1) и рын-го предлож-я (S1). Стр-ра издержек типичной фирмы в краткоср. периоде имеет вид кривых SATC1 и SMC1 (рис. 4.9). 4.9 Долгосрочное равнов совершенно конкурентной отрасли

Механизм формирования долгосрочного равновесия При этих условиях оптимальный V выпуска фирмы в краткоср. периоде составит q1 единиц. Пр-во данного V обеспечивает фирме положительную экономическую Р, поскольку рыночная цена (Р1) превышает средние краткоср-е издержки фирмы (SAТC1).

Наличие краткосрочной положительной Р приводит к двум взаимосвязанным процессам: с одной стороны, уже действующая в отрасли фирма стремится расширить свое пр-во и получать экономию от масштаба пр-ва в долгоср периоде (в соответствии с кривой LAТC); с другой стороны, внешние фирмы начнут проявлять заинтересованность в проникновении в данную отрасль (в зависимости от величины эк-й Р процесс проникновения будет протекать с различной скоростью). Появление в отрасли новых фирм и расширение деят-ти старых смещает кривую рын-го предлож-я вправо до положения S2 (как это изображено на рис. 4.9). Рыночная цена понижается с Р1 до Р2, а равновесный V отраслевого пр-ва увеличится с Q1 до Q2. В данных условиях эк-ая Р типичной фирмы падает до нуля (Р=SAТC) и процесс привлечения в отрасль новых компаний замедляется. Если по каким-то причинам (например, крайняя привлекательность первоначальной Р и перспектив рынка) типичная фирма расширит свое пр-во до уровня q3, то отраслевая кривая предлож-я сместится еще правее до положения S3, а равновесная цена упадет до уровня Р3, более низкого, чем min SAТC. Это будет означать, что фирмы не смогут > извлекать даже нормальной Р и начнется постепенный отток компаний в более Рные сферы деят-ти (как правило, уходят наименее эффективные). Оставшиеся же п/п постараются снизить свои издержки путем оптимизации размеров (т.е. посредством нек.го сокращения масштабов пр-ва до q2) до уровня, при котором SAТC=LAТC, и возм-о получение нормальной Р. Смещение кривой отраслевого предлож-я до уровня Q2 вызовет рост рыночной цены до Р2 (равной минимальной величине долгосрочных средних издержек, Р=min LAC). При данном уровне цен типичная фирма не получает эк-й Р (эк-ая Р равняется нулю, п=0), и способна извлекать только нормальную Р. Следов-о, мотивация для входа в отрасль новых фирм исчезает и в отрасли устанавливается долгосрочное равнов. Рассмо3м, что произойдет, если равнов в отрасли будет нарушено. Пусть рыночная цена (Р) установилась ниже средних издержек долгосрочного периода типичной фирмы, т.е. P. В этих условиях фирма начинает нести убытки. Происходит отток фирм из отрасли, смещение рын-го предлож-я влево и при сохранении рын-го спроса неизменным рыночная цена п1мается до равновесного уровня. Если рыночная цена (Р) устанавливается выше средних долгосрочных издержек типичной фирмы, т.е. P>LAТC, то фирма начинает получать положительную экономическую Р. В отрасль приходят новые фирмы, рыночное предлож-е смещается вправо и при неизменном рыночном спросе цена падает до равновесного уровня. Т.о., процесс входа-выхода фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равнов. Следует отметить, что на практике регулирующие силы рынка лучше работают на расширение, чем на сжатие. Эк-ая Р и свобода входа на рынок активно стимулируют увеличение Vов отраслевого пр-ва. Напротив, процесс выдавливания фирм из чрезмерно расширенной и убыточной отрасли, требует времени и явл-я крайне болезненным для фирм-участниц. Осн-е условия долгосрочного равновесия Действующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткоср. периоде максимизирует свою Р, производя оптимальный V продукции, при котором MR=SMC, или поскольку рыночная цена тождественна предельному д-ду, P=SMC. Не существует побудительных мотивов вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предлож-я настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать > чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли. т.е. эк-ая Р равна нулю. Это означает, что P=SATC. Фирмы отрасли не могут в долгоср периоде снижать совокупные средние издержки и получать Р за счет расширения масштабов пр-ва. Это означает, что для получения нормальной Р типичная фирма должна производить V продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек, т.е. Р=SATC=LATC. В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек. Рыночное предлож-е в долгоср периоде Кривая долгосрочного предлож-я отдельной фирмы совпадает с возрастающим участком LMC выше min LATC. Однако кривая рын-го (отраслевого) предлож-я в долгоср периоде (в отличие от краткосрочного периода) не м.б. получена путем горизонтального суммирования кривых предлож-я отдельных фирм, так как число этих фирм меняется. Вид кривой рын-го предлож-я в долгоср периоде определяется тем, как меняются цены на ресурсы в отрасли. В начале раздела мы ввели допущение, что изменение Vов отраслевого пр-ва не влияет на цены ресурсов. На практике различают 3 типа отраслей: с постоянными издержками; с возрастающими издержками; с убывающими издержками. Отрасли с постоянными издержками Рыночная цена вырастет до Р2. Оптимальный V пр-ва отдельной фирмы будет равняться Q2. В этих условиях все фирмы смогут заработать экономическую Р, побудив другие компании войти в отрасль. Отраслевая кривая предлож-я краткосрочного периода перемещается вправо с S1 до S2. Вход новых фирм в отрасль и расширение отраслевого выпуска не повлияет на цены ресурсов. Причина этого м-ет заключаться в изобилии ресурсов, так что новые фирмы не смогут повлиять на цены ресурсов и повысить издержки действующих фирм. В результате кривая LATC типичной фирмы останется прежней. Восстановление равновесия достигается по следующей схеме: вход новых фирм в отрасль вызывает падение цены до Р1; Р постепенно сокращаются до уровня нормальной Р. Т.о., отраслевая выработка увеличивается (или уменьшается) вслед за изменением рын-го спроса, но цена предлож-я в долгоср периоде остается неизменной. Это означает, что отрасль с постоянными издержками имеет вид горизонтальной линии. Отрасли с возрастающими издержками Если увеличение отраслевого V вызывает повыш-е цен на ресурсы, то мы имеем дело со вторым типом отраслей. Долгосрочное равнов такой отрасли представлено на рис. 4.9 б. Более высокая цена позволяет фирмам получать экономическую Р, что привлекает в отрасль новые фирмы. Расширение совокупного пр-ва вызывает необходимость все более широкого использования ресурсов. В результате конкуренции м/у фирмами цены на ресурсы возрастают, и как следствие, увеличиваются издержки всех фирм (как уже действующих, так и новых) отрасли. Графически это означает смещение вверх кривых предельных и средних издержек типичной фирмы от SMC1 до SMC2, от SATC1 до SATC2. Кривая предлож-я фирмы краткосрочного периода также смещается вправо. Процесс приспособления будет продолжаться, пока не иссякнет эк-ая Р. На рис. 4.9 новой точкой равновесия будет цена Р2 на пересечении кривых спроса D2 и предлож-я S2. При такой цене типичная фирма выбирает V пр-ва, при котором Р2=MR2=SATC2=SMC2=LATC2. Долгосрочная кривая предлож-я получается путем соединения краткосрочных точек равновесия и имеет положительный наклон. ОТРАСЛИ С УБЫВАЮЩИМИ ИЗДЕРЖКАМИ Анализ долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по ан-гичной схеме. Кривые D1,S1 — первоначальные кривые рын-го спроса и предлож-я в краткоср. периоде. Р1 — первоначальная равновесная цена. Как и раньше, каждая фирма достигает равновесия в точке q1, где кривая спроса — AR-MR касается min SATC и min LATC. В долгоср периоде рыночный спрос возрастает, т.е. кривая спроса смещается вправо с D1 до D2. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую Р. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рын-го предлож-я смещается вправо. Расширение Vов пр-ва ведет к снижению цен на ресурсы. Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером м-ет служить молодая отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо организован, маркетинг находится на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм м-ет повысить общую эффективность пр-ва, стимулировать развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм. Внешняя экономия В силу того, что отдельная фирма не м-ет контролировать подобные процессы, такого рода снижение издержек называют внешней экономией (англ. external economies). Она вызывается исключительно ростом отрасли и силами, неподконтрольными отдельной фирме. Внешнюю экономию следует отличать от уже известной внутренней экономии от масштаба пр-ва, достигаемую за счет увеличения масштаба деят-ти фирмы и полностью ей подконтрольную. С учетом ф-ра внешней экономии, функцию общих издержек отдельной фирмы м-о записать следующим образом: TCi=f(qi,Q), где qi - V выпуска отдельной фирмы; Q — V выпуска всей отрасли. В отраслях с постоянными издержками внешняя экономия отсутствует, кривые издержек отдельных фирм не зависят от V выпуска отрасли. В отраслях с возрастающими издержками имеет место о3цательная внешняя экономия (англ. external diseconomies), кривые издержек отдельных фирм с ростом выпуска смещаются вверх. И, наконец, в отраслях с убывающими издержками наблюдается положительная внешняя экономия, к.я перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба, так что кривые издержек отдельных фирм с ростом V пр-ва смещаются вниз. Большинство экономистов сходятся в том, что при отсутствии технического прогресса наиболее типичными явл-ся отрасли с возрастающими издержками. Отрасли с убывающими издержками встречаются реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками. Напротив, технический прогресс м-ет нейтрализовать рост цен на ресурсы и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предлож-я. Примером отрасли, в к.й в результате НТП снижаются издержки, явл-я пр-во телефонных У.

4) Показ-ли Р и и рентабильности п/п В условиях рыночной эк-ки получение Р явл-я непосредственной целью деят-ти п/п. Р создает гарантии для дальнейшего существования и развития организации, Стр-ра д-да и Р Основным итоговым показателем, характеризующим резул-ы деят-ти п/п, явл-я Р. Если д-ды п/п превышают его р-ды, финансовый результат свидетельствует о получении Р. П/п всегда ставит своей целью Р, но не всегда ее извлекает. Если выручка от реализ-и продукцииравна себестоимости, то удается лишь возместить р-ды на пр-во и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, п/п получает убытки - о3цательный финансовый результат, что ставит п/п в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Р как категория рыночных отношений выполняет следующие F-и: характеризует эк-ий эффект, полученный в результате деят-ти п/п; явл-я основным элементом финансовых ресурсов п/п; явл-я источником формирования бюд-в разных уровней. Р как финансовый результат выступает в следующих формах: валовая, от продаж, налогооблагаемая, чистая. Для управленческого учета, при планировании деят-ти п/п, оценки инвестиционных проектов Р определяется как разность д-дов и р-дов п/п. Маржинальная Р единицы продукции определяется как разность цены продукции (работ, У) и переменных затрат на единицу продукции. Расчетная чистая Р единицы продукции — это разность м/у ценой продукции и средними общими затратами (переменные плюс постоянные затраты на единицу продукции). Р от реализ-и продукции (работ, У) определяется как разность м/у выручкой, полученной от продажи Т, произведенной продукции (работ, У) и себест-тью этой продукции (работ, У). Р, полученная от реализ-и амортизируемого им-ва, определяется как выручка от реализ-и этого им-ва минус остаточная ст-ть данного им-ва и р-ды, связанные с его реализацией. Р от реализ-и прочего им-ва равна разнице м/у полученным д-дом от реализ-и соответствующего им-ва, стоимости приобретения этого им-ва и р-дов, связанных с реализацией данного им-ва. Р от продаж — это результат, полученный от реализ-и произведенной продукции (работ, У), им-ва п/п и Т, предназначенных для продажи, и т.д. Ее определяют путем вычитания из валовой Р коммерческих и управленческих р-дов. Р до налогообложения включает Р от продаж и разницу, полученную по операционным д-дам и р-дам, внереализационным д-дам и р-дам, чрезвычайным д-дам и р-дам. Показ-ли Р могут определяться по различным направ-ям деят-ти п/п, видам продукции, отдельным проектам. Сравнение соответствующих показателей Р, оценка их динамики позволяют обосновать управленческие реш-я, выработать стратегию развития п/п; обосновать р-ды на пр-во и реализацию продукции, производственную программу п/п. Для текущего ан-за и учета исчисляется Р — сводная по бухгалтерской отчетности о деят-ти и финансовых результатах п/п и его филиалов, дочерних предприятий и других самостоятельных подразделений. Для иностранных организаций Рю в целях налогообложения признается д-д, полученный от источников в РФ. Д-ды определяются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Остающаяся в распоряжении п/п после внесения налогов и других платежей в бюджет Р характеризует конечный финансовый результат В системе показателей эффективности деят-ти предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности. R представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты д-дами, но и получает Р. Д-дность, т.е. Рность п/п, м.б. оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показ-ли выражают Р, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показ-ли характеризуют R и измеряются в процентах или в виде коэф-тов. Показ-ли рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влияниеминфляции, чем величины Р, поскольку они выражаются различными соотношениями Р и авансированных средств (кап-ла), либо Р и произведенных р-дов (затрат). Важнейшим показателем здесь явл-я R активов (иначе — R им-ва). Этот показатель м.б. определен по следующей формуле: R активов — это Р, оставшаяся в распоряжении п/п, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%. R активов = (чистая Р / среднегодовая величина активов) *100% Этот показатель характеризует Р, получаемую п/пм с каждого рубля, авансированного на формирование активов. R активов выражает меру д-дности п/п в данном периоде. Кроме показателей рентабельности всей совокупности активов, определяются также показ-ли рентабельности осн-х средств (фондов) и рентабельности оборотных средств (активов). R осн-х производственных фондов Показатель рентабельности осн-х производственных фондов (называемый иначе показателем фондорентабельности) представим в виде следующей формулы: Р, оставшаяся в распоряжении п/п умноженная на 100% и деленная на среднюю ст-ть осн-х производственных фондов. R об. А Рассмо3м далее порядок исчисления следующего показателя. R об. А (иначе — текущих или мобильных активов) м.б. выражена при помощи следующей формулы: Р, оставшаяся в распоряжении п/п умноженная на 100% и деленная на среднюю величину об. А. Показатель рентабельности инвестированного кап-ла (рентабельности инвестиций) выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной организации. R инвестиций выражается следующей формулой: Р (до уплаты налога на Р) 100% деленная на валюта (итог) баланса минус сумма краткосрочных обяз-в (итог пятого раздела пассива баланса). R собственного кап-ла. Он характеризует наличие Р в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) кап-л. R собств.кап-давыражается такой формулой: Р, оставшаяся в распоряжении п/п умноженная на 100% деленная на величину собств.кап-да(итог третьего раздела баланса). Если сопоставить R активов и R собственного кап-ла, то это сравнение покажет степень использования данной организацией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня д-дности. Разницу м/у Rю собств.кап-даи Rю общей величины кап-ла принято называть эффектом финансового рычага. Следов-о, эффект финансового рычага представляет собой приращение рентабельности собственного кап-ла, получаемое вследствие использования кредита. Для того, чтобы получить приращение Р за счет использования кредита, необходимо, чтобы R активов за вычетом процентов за пользование кредитом была > нуля. В данной ситуации эк-ий эффект, полученный в результате использования кредита, будет превышать р-ды по привлечению заемных источников средств, то есть проценты за пользование кредитом. В ряде случаев предприятию целесообразно получать кредиты и в условиях, когда имеет место достаточная величина собственного кап-ла, поскольку R собств.кап-даувеличивается вследствие того, что эффект от вложения дополнительных средств м.б. значительно выше, чем процентная ставка за пользование кредитом. Р от реализ-и продукции (работ, У) умножить на 100% делить на выручку от реализ-и продукции (работ, У). R продаж характеризует удельный вес Р в составе выручки от реализ-и продукции. Этот показатель называют также нормой Рности. Ф-ры, влияющие на величину Р Для определения осн-х направлений поиска резервов увеличения [Р|Р]], ф-ры, влияющие на её получение (увеличение), делят на две осн-е группы: Внутренние ф-ры — ф-ры, к.е осуществляют воздействие на размер Р п/п через увеличение V выпуска и реализ-и продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек пр-ва и реализ-и продукции. Внешние ф-ры — эти ф-ры не зависят от деят-ти п/п, но могут оказывать значительное влияние на величину Р.

Рис.16. Классификация ф-ров, влияющих на величину Р Внутренние ф-ры увеличения Р п/п: уровень хозяйствования; компетентность руководства и менеджеров; конкурентоспособность продукции; уровень организации пр-ва и труда и др.; производительность труда; состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Внутренние ф-ры делятся на: производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов; внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта. Производственные ф-ры подразделяются на: Экстенсивные интенсивные Экстенсивные ф-ры воздействуют на процесс получения Р через количественные изменения: V средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные ф-ры воздействуют на процесс получения Р через «качественные» изменения: повыш-е производительности оборудования и его качества; использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повыш-е квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. Внешние ф-ры увеличения Р п/п конъюнктура рынка; уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы; нормы амортизационных отчислений; природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Перечисленные ф-ры влияют на Р не прямо, а через V реализуемой продукции и себест-ть. При осуществлении производственно — хозяйственной деят-ти п/п все эти ф-ры находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и Р, связано с тем, насколько рационально и экономно р-дуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90% R представляет собой один из показателей эк-й эффективности деят-ти п/п. В общем случае, R представляет собой отношение чистой Р к себестоимости Т. В настоящее время существует множество ф-ров, к.е оказывают влияние на R деят-ти п/п. 1м из наиболее важных ф-ров явл-я полученная выручка компании при реализ-и Т и У. Очевидно, что данный показатель имеет нек.е границы, так как ни одна компания не м-ет бесконечно увеличивать V реализованных Т или У на рынке. Также осн-ми ф-рами, к.е влияют на R компании, явл-ся затраты, связанные с деятельностью п/п. К данным р-дам м-о отнести затраты на материалы, производственное оборудование, зарплату персонала и т.д. 1м из ф-ров, регулирующих R п/п, явл-я налоговая политика государства, в нек.х случаях определенные виды компаний могут получить налог-е льготы, что заметно уменьшит издержки коммерческой организации. Для повышения этого показателя разл-е п/п могут использовать разнообразные методы. 1м из наиболее распространенных способов уменьшения издержек явл-я перевод производственный мощностей в государства, в к.х ст-ть рабочей силы относительно мала, в настоящее время многие крупные корпорации имеют собственные п/п в различных странах юго-восточной Азии. К сожалению, многие предприниматели стремятся увеличивать R п/п, удешевляя р-дные материалы, к.е используются при производстве продукции или оказании У. Данная мера, как правило, приводит к падению качества изготовляемой продукции. 1м их важнейших ф-ров, влияющих на R, явл-я маркетинг и реклама. Очевидно, что продажи популярного Т могут принести владельцам п/п существенную Р, но, с другой стороны, затраты на разл-е рекламные акции м.б. очень велики. Известны случаи, когда многие бренды были вынуждены закрыть свое пр-во из-за непомерно высоких рекламных бюд-в. Для того чтобы оценить все ф-ры, влияющие на R п/п, м-о воспользоваться существующими методиками или обратиться в консалтинговые компании Красноярска. В нек.х случаях свежий взгляд независимого специалиста позволяет более корректно определить те ф-ры, к.е существенно влияют на R, казалось бы, успешного п/п, и предотвратить спад пр-ва или продаж.

5) Сущность и формы з/платы. Заработная плата как инструмент мотивации. Сущность з/платы раскрывается через ее F-и: воспроизводственную и стимулирующую. В заработной плате воплощается основная часть стоимости рабочей силы, к.я обеспечивает регулярное возобновление (воспр-во) рабочей силы в процессе пр-ва и на рынке труда. Если заработная плата точно отражает кол-во и качество затраченного труда, то она эффективно выполняет и стимулирующую функцию, побуждая работника к еще более производительному труду. Формы з/платы. Заработной плате принадлежит ведущая роль в обеспечении благосостояния наемных работников и членов их семей. Она выступает в двух осн-х формах: повременной и сдельной. Повременная заработная плата устанавливает размер вознаграждения в зависимости от отработанного времени: ЗП = Цт х Ч, (6.9) где ЗП — повременная заработная плата; Цт — цена часа труда (почасовая ставка оплаты); Ч — часы отработанного времени. Цена часа труда (почасовая ставка оплаты) определяется путем деления стоимости рабочей силы на продолжительность рабочего дня Цт = Дрс / Рд (6.10) где Дрс — дневная ст-ть рабочей силы; Рд — продолжительность рабочего дня. В последнее время повременная форма оплаты труда явл-я преобладающей в странах с рыночной экономикой. В развитых странах Запада она охватывает 60—70% промышленных рабочих. Ее применяют такие крупные компании, как «Тойота»,«Дженерал Моторс». Для бизнеса она выгодна тем, что м-о повышать интенсивность труда без существенного повышения его оплаты, а при ухудшении конъюнктуры рынка м-о сокращать рабочий день или неделю, сокращая соответственно и оплату труда. Сдельная (или поштучная) заработная плата устанавливается в зависимости от V выпущенной продукции. При сдельной оплате заработок возрастает в прямо пропорциональной зависимости от количества изготовленных изделий. Эта зависимость определяется с помощью расценок. Точкой отсчета при определении расценки служат часовая (дневная) цена труда и нормируемое кол-во продукции, которое работник при средней интенсивности труда и средней умелости должен изготовить за час (день). Поштучная расценка исчисляется путем деления часовой (дневной) цены труда на норму выработки, под к.й понимается кол-во изделий, вырабатываемое в течение часа, дня. Условие выработки м-о проиллюс3ровать следующими соотношениями: Р = Цт / Нвыр1; Р = Д рс / Нвыр2; (6.11) Р = Цт х Нвр; где Р — расценка за единицу продукции; Нвыр1 — часовая норма выработки; Нвыр2 — дневная норма выработки. Нвр — норма времени, т.е. затраты мремени на единицу продукции, определяется отношением Нвр = Рд / Нвыр2 (6.12) Общий сдельный заработок определяется по формуле ЗП = Р х Q, (6.13) где Q — V фактически качественно выполненной работы. Сдельная заработная плата применяется преимущественно на п/пх, где преобладает работа с высокой долей ручного труда и где необходимо поощрять гл. образом увеличение количества выпускаемой продукции. Эта форма з/платы порождает конкуренцию среди работников, так как личный интерес побуждает человека трудиться более напряженно с целью увеличения V изделий, а соответственно и увеличения заработка. На практике используются все способы мотивации, но основным инструментом мотивации с точки зрения их эффективности в условиях реализ-и корпоративных проектов явл-ся материальные стимулы. К ним относится, прежде всего, заработная плата. Заработная плата - самый эффективный, но, при этом, и самый дорогой способ трудовой мотивации персонала. Основной недостаток этого способа стимулирования, помимо его высокой стоимости, состоит в эффекте привыкания. Многочисленными экспериментами установлено, что повыш-е з/платы, как правило, ведет к росту эффективности труда, но по прошествии нек.го времени эффект прибавки пропадает и эффективность труда падает даже ниже той, в к.й была сделана прибавка. Кроме того, в отличие от морального стимулирования, существует минимальный размер прибавки з/платы, ниже к.го прибавка оказывает дестимулирующее воздействие. Мотивационная теория справедливости предполагает баланс м/у вкладом работника и отдачей, к.ю он получает по сравнению с остальными. Если сотрудник считает, что к нему относятся "слишком" справедливо, т.е. получаемая отдача >, чем вклад, работник инстинктивно устремится к точке баланса либо путем рационализации, работая более продуктивно, либо производя работу лучшего качества. Наказание, так же, как и поощрение, вписывается в теорию справедливости.

6) Рынок основного кап-ла и дисконтирование. Рынок кап-ла и кап-льных активов - это составная часть рынка ф-ров пр-ва. К кап-льным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ. Как видно из этого перечисления, в современной эк-ке границы понятия кап-ла распространяются на физически осязаемые и неосязаемые объекты. Рынок ф-ров пр-ва, специфика действующих здесь з-нов спроса и предлож-я устанавливают цену любой разновидности кап-льных активов. Их ценой выступает тот д-д, к.й они способны принести в результате использования, производительного применения. Обобщающим выражением д-да на кап-л, кап-льные А выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина д-да, к.я исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого кап-ла. Размер получаемого д-да выступает, по существу, ценой кап-ла и кап-льных активов в различных формах. Все формы кап-ла и кап-льных активов достаточно разнообразны, их зачастую невозм-о суммировать в натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения, без к.х невозм-о принять обоснованные инвестиционные реш-я, осуществить расчет возможных д-дов. Общим знаменателем, к которому сводят ст-ть кап-ла в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении м.б. просуммирована ст-ть гидростанции и причалов, тракторов и компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. По существу, все эк-ие блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид кап-льного актива, обращающегося на рынке. Дисконтирование Исчисление д-да, или определ-е расчетной величины чистой производительности кап-ла, называется «дисконтированием». Банковская процентная ставка играет в этих расчетах определяющую роль. На ее основе осуществляется расчет д-да в форме процентов, к.е м.б. получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле D = Dt/(l + r), где D - текущая дисконтированная ст-ть актива; Dt - ежегодный будущий д-д от актива, инвестированного на период, равный t лет, r - норма банковского процента. Промышленные и другие инвестиции имеют эк-ий смысл только в том случае, если годовой д-д от них выше, чем процент по банковским депозитам (вкладам), а тем более по всем другим активам, инвестирование к.х связано с риском. Цены на такие инвестиционные Т, как оборудование, сырье, материалы и т.п., устанавливаются в зависимости от будущих д-дов от их производительного использования, вычисляемых с помощью дисконтирования. Инвестиционные реш-я обосновываются исходя из таких параметров текущего момента, как цена приобретаемых на рынке инвестиционных Т, норма процента, уровень годового д-да от применения этих Т, цены их возм-ой реализ-и по остаточной стоимости в конце срока службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: