Jlone де Вега 4 страница

Схема 10. Виды ощущений

Экстероцептивные ощущения обеспечивают получение сиг­налов из внешнего мира, рецепторы находятся на поверхности тела. Различают следующие экстероцептивные рецепторы:

• контактные (при непосредственном контакте): осязатель­ный, вкусовой;

• дистантные (на расстоянии): зрительный, слуховой, обоня­тельный.

Интероцептивные — сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, рецепторы находятся во внутренних орга­нах (органические ощущения, ощущения боли).

Проприоцептивные — передают сигналы о положении тела в пространстве, рецепторы находятся в мышцах, суставах (ощуще­ния равновесия, движения).

Среди основных свойств ощущений выделяют:

• качество — вид ощущений и его специфические особенно­сти. Например, слуховые ощущения отличаются высотой тона, тембром, громкостью; зрительные — цветовым то­ном, насыщенностью, яркостью;

• интенсивность — количественная характеристика, которая зависит от силы раздражителя. Например, если у человека

насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов мо­жет быть снижена;

• длительность — временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и функциональным состоянием ре­цептора. При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Например, вкусовые ощущения возникают через 50 мс, тактильные — 130 мс, а болевые — 370 мс;

• пространственная локализация — информация о локализа­ции раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воз­действует раздражитель, например, вкусовые ощущения.

3. Чувствительность анализаторов

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Например, че­ловек не видит света далеких звезд, не ощущает прикосновения пылинок на коже и т. п. То есть, чтобы возникло раздражение, ощущение должно достигнуть определенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Способность к распознаванию величины и качества раздра­жителя называется чувствительностью.

Уровень чувствительности определяется по характеристике нижнего порога ощущений. Нижний порог — минимальная вели­чина интенсивности раздражителя, когда возникают первичные ощущения. Например, один человек испытывает едва заметные ощущения при растворе 0,25 г соли в воде, а другой — лишь при концентрации 1,25 г. В первом случае отмечается более высокая чувствительность.

Чем меньше минимальная величина раздражителя, тем боль­ше чувствительность к данному раздражителю.

Можно выразить величину чувствительности формулой:

Е= 1/У,

где Е— чувствительность; У — пороговая величина раздражителя.

Чувствительность, определяемая по нижнему порогу ощуще­ний, называется абсолютной чувствительностью.

Абсолютная чувствительность относительна к тем условиям среды, которые являются необходимыми для самого существова­ния организма, нормального обмена веществ между организмом и средой.

Верхний порог ощущений представляет собой максимальную интенсивность ощущения, возможную для отражения данного качества раздражителя.

Верхние пороги, как и нижние, изменяются и развиваются в зависимости от жизненных условий деятельности человека. На­пример: музыкант наиболее чувствителен к звуковому различе­нию, художник — к цветовому и т. д.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызы­вающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Порог различения — отно­сительная величина, показывающая, на какую долю должна уве­личиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.

Немецкий физиолог Э. Вебер, проверяя способность челове­ка определять более тяжелый из двух предметов в правой и ле­вой руке, установил, что разностная чувствительность относи­тельна. Для зрительного анализатора это отношение составляет 1/100, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30. Основыва­ясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Т. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

5 =KLgJ+ С,

где S — интенсивность ощущений; J — сила раздражителя; А", С — константы.

Психофизический закон Вебера—Фехнера: интенсивность

ощущения пропорциональна силе раздражителя.

Чем порог различения больше, тем меньше разностная чув­ствительность. Для измерения чувствительности используют экспериментальные методы чаще всего в лабораторных условиях с применением измерительной аппаратуры.

4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относи­тельная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствитель­ность снижается. Адаптация ощущений человека главным обра­зом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящий­ся в палочках сетчатки глаза. В темноте зрительный пурпур вос­станавливается, что приводит к повышению чувствительности.

Адаптация — изменение чуестеительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражи­телям.

Явление адаптации связано также с процессами, протекаю­щими в центральных отделах анализаторов, в частности с измене­нием возбудимости нервных центров. На длительное раздражение кора головного мозга отвечает торможением, снижающим чувст­вительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуж­дение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспо­соблении к условиям среды.

Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощу­щений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных про­цессах — повышении и понижении чувствительности. Общая зако­номерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повыша­ют, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, чувствительность зрительного анализа­тора можно повысить, стимулируя слабыми музыкальными звуками (резкими — ухудшить), слабые зрительные раздражители (мягкое приятное освещение) улучшают работу слуха.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вы­звано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, полу­чены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблю­дались при действительном раздражении языка лимонным со­ком. Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанци­онная чувствительность к препятствиям у слепых.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. Явле­ние сенсибилизации органов чувств наблюдается у лиц, длитель­но занимающихся некоторыми специальными профессиями. На­пример, опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличат 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только ме­жду 1300 и 1400 оборотами.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздра­жения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного человека. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем, целостности чувственного отражения объективного мира.

5. Развитие ощущений

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. У человека развитие сенсорных процессов опережает развитие двигательной системы. Котята рождаются слепыми, чтобы они не разбежались от матери. У птиц ярко выражен механизм им- принтинга, привязывающий их к матери. У ребенка таких меха­низмов нет, его поведение строится под контролем сенсорики.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дро­жит из-за различия температуры тела матери и температуры воз­духа. Реагирует ребенок и на прикосновения. Наиболее чувстви­тельны губы и область рта. У ребенка развита вкусовая чувстви­тельность. Он отличает молоко матери от подслащенной воды. С момента рождения у ребенка достаточно развита обонятельная чувствительность, так как по запаху материнского молока он оп­ределяет присутствие матери. Если ребенок первую неделю пи­тался материнским молоком, то он будет отворачиваться от ко­ровьего. Однако обонятельные ощущения, не связанные с пита­нием, развиваются достаточно долго.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух. В пер­вые дни рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Через два-три месяца он начинает воспринимать на­правление звука и поворачивает голову в сторону его источника. В развитии речевого слуха у ребенка прежде всего наблюдаются реакции на интонацию речи и голос матери. На третьем-четвер- том месяце дети начинают реагировать на пение, музыку.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. С момента появления зрительных ощущений он реагирует на свет различ­ными двигательными реакциями, а начинает управлять движе­нием глаз лишь к концу второго месяца жизни, предметы и лица различает в три месяца. В четыре месяца появляется реакция на новизну — это явная сенсорная реакция, она заключается в дли­тельности удержания взгляда на новом предмете. Установлено, что дети начинают различать цвета в пять месяцев, после чего появляется интерес к ярким предметам.

Развивается тактильная чувствительность, которая важна для возникновения акта хватания и обследования предмета. Хвата­ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматри­вает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предме­ту. Акт хватания имеет чрезвычайно важное значение для психи­ческого развития ребенка.

Таким образом, в первое полугодие жизни происходит ин­тенсивное развитие сенсорных механизмов.

По отношению ко всем видам чувствительности следует от­метить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, фор­мы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с эти­ми эталонами.

Уровень развития ощущений у различных людей неодина­ков. Это во многом объясняется их генетическими особенностя­ми. Развитие ощущений достигается путем тренировок, напри­мер при обучении детей музыке или рисованию.

Выводы

1. Ощущение — простейший психический процесс, состоя­щий в отражении отдельных свойств предметов и явлений мате­риального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствую­щие рецепторы.

2. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.

3. Выделяют три основных класса ощущений: экстероцеп- тивные (рецепторы находятся на поверхности тела); интероцеп- тивные (на внутренних органах); проприоцептивные (в мышцах, суставах).

4. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

5. Чувствительность — это способность к распознанию вели­чины и качества раздражителя. Чувствительность, определяемая по нижнему порогу ощущений, называется абсолютной чувстви­тельностью.

6. Адаптация — изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражителям.

7. Сенсибилизация — повышение чувствительности в резуль­тате взаимодействия анализаторов или упражнения.

8. Синестезия — возникновение при раздражении одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

9. Уровень развития ощущений у различных людей неодина­ков, что объясняется генетическими особенностями человека. Развитие ощущений достигается путем тренировок.

Задания для самостоятельной работы

1. С точки зрения рефлекторной концепции ощущений объ­ясните, используя схему 11, почему люди с ампутированными конечностями при изменении погоды чувствуют, как у них бо-

Раздражитель —► R

лят конечности, которых нет? Почему йоги могут ходить по го­рячим углям и при этом не обжигать ноги?

2. Приготовьте четыре типа раствора: сладкий, соленый (1 чайная ложка на полстакана воды), кислый (1 ложка лимон­ного сока на полстакана воды), горький (шепотка острого перца на полстакана воды). Пипеткой капните по одной капле раство­ра на кончик, корень, края языка. Опишите свои ощущения.

Контрольные вопросы

1 Что такое ощущение? Какую роль играют ощущения в жизни чело­века?

2 Назовите основные характеристики ощущений

3 Что является физиологическим механизмом ощущений? Что такое анализатор?

4 Какие факторы оказывают влияние на развитие ощущений? Как разви­ваются ощущения в онтогенезе человека?

5 Как определяются пороги чувствительности, как можно измерить чув­ствительность?

6 Всегда ли действие раздражителя вызывает ощущения?

7 Какие возможны нарушения ощущений? Каковы возможности их кор­рекции у человека?

Рекомендуемая литература

1 Гвмезо М В, Домашенко И А Атлас ПО ПСИХОЛОГИИ М,2001

2 Лурия а р Ощущение и восприятие М, 1989

3 Рогов е и Азбука психологии психология познания М,2000

4 Рубинштейне л Основы общей психологии Спб Питер, 1999

Эфферентные нервы Схема 11. Схема рефлекторной дуги

5 Хрестоматия по ощущению и восприятию М, 1977


Глава 2

ВОСПРИЯТИЕ

1. Общее понятие о восприятии

Человек накапливает сведения о предметах и явлениях не как сумму отдельных ощущений, а усваивает отношение между предметами и их свойствами. Восприятие есть совокупность ощущений. Однако было бы ошибочно полагать, что такой про­цесс является простым суммированием отдельных ощущений.

Проведем эксперимент: испытуемому завяжем глаза, перед ним положим различные предметы. Сначала поможем ему лишь прикоснуться к предмету и спросим его: «Что он ощущает, мо­жет ли назвать предмет?» Затем дадим возможность подержать его в руках и определить, что это за предмет. Целостное пред­ставление о предмете дает двигательная активность, предыдущий опыт, работа памяти и мышления. В результате восприятия у че­ловека возникает целостный образ объекта или явления окру­жающего мира.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций

и событий, возникающее при непосредственном воздействии

физических раздражителей на рецепторные поверхности.

В основе восприятия лежат межанализаторные связи. Так, при слове «апельсин» вы можете представить: его форму и цвет, это работа зрительного анализатора, аромат — обонятельного, шершавую поверхность — осязательного, кисло-сладкий вкус — вкусового.

Восприятие — сложный процесс, направленный на позна­ние того, что в данный момент воздействует на нас. Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойст­вами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринима­ем и отдельные части. Эти две стороны тесно связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. В объекте может отсутствовать какая-либо часть или она вос­принимается неясно, но тем не менее мы его узнаем. Это про­исходит потому, что каждый объект имеет свои опознаватель­ные признаки.

Пример:

«.. е к..и. е... о» или

«э л е... и.... в о»

Что узнается легче?

Процесс целенаправленного восприятия состоит из следую­щих действий (рис. 1):

• поиск объекта;

• выделение наиболее характерных его признаков;

• опознание объекта, то есть отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, то оно также является рефлекторным процессом. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы. Сложность построения образа происходит за счет системы внутрианализа- торных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилуч­шие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Рис. 1. Сосчитайте количество изображенных животных

2. Основные характеристики восприятия

В качестве основных свойств восприятия выделяют предмет­ность, целостность, структурность, константность, осмыслен­ность.

I. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность играет большую роль в формировании перцептивных процессов. Она проявляет­ся в том, что объект воспринимается нами именно как обособ­ленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело.

Это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона (рис. 2), то есть вся наблюдаемая человеком действитель­ность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет, воспринимается как конкретное, очевидное, а вторая — фон — как более аморфное, неопределенное, расположенное по­зади предмета.

Рис. 2. Рисунок «ваза и люди»

Решающую роль здесь играет осязание и движение. Б. Г. Ананьев описал случай: в результате контузии у человека был поражен головной мозг, наблюдалась полная неподвиж­ность глазных яблок, при этом зрительное восприятие не обес­печивало предметного отражения.

2. Целостность — создание целостного образа предмета стро­ится на основе отдельных свойств и качеств предмета, получае­мых в виде различных ощущений (рис. 3). Для целостного вос­приятия человеческого лица достаточно лишь нескольких эле­ментов его контура.

При анализе целостности выделяют два взаимосвязанных ас­пекта: 1) объединение разных элементов в целое и 2) независи- /

*


Рис. 3. Силуэтным рисунок собаки

мость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет на вос­приятие частей.

Независимость целого от качества составляющих его элемен­тов проявляется в доминировании целостной структуры над его составляющими.

3. Структурность — мы воспринимаем абстрагированную це­лостную структуру, которая формируется в течение некоторого времени, для нее характерна замкнутость, то есть стремление замкнуть контур (рис. 4).

Рис. 4. Восприятие формы. Фигура и контур

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека, с другой.

4. Константность — независимость восприятия предмета от условий, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет, раз­мер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от них в органы чувств, непре­рывно меняются.

Например, размер проекции предмета на сетчатке глаза зави­сит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины, вне зависимо­сти от этого расстояния (в известных пределах). Восприятие цве­та зависит от освещенности, фона, интенсивности. Цвет знако­мых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная неза­висимо от условий наблюдения.

Посмотрите на ваши пальцы так, чтобы одни были на рас­стоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе. Они кажутся одного размера, в то время, как на сетчатке глаза изображение пальцев вытянутой руки в два раза меньше.

5. Осмысленность и обобщенность восприятия — отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему назва­ние.

По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою индивидуальность и принадлежность к конкретному предмету, причисляется ко всей большей совокупности предметов опреде­ленной категории, то есть классифицируется. Именно классифи­кация обеспечивает надежность правильного указания объекта независимо от его индивидуальных особенностей, не выводящих предмет за пределы класса.

Например, на приведенном рисунке (рис. 5) вы можете уви­деть лицо индейца или фигуру эскимоса около своего жилища в зависимости от смысла и установки на восприятие.

Значение обобщенности состоит в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, кото­рым он написан. Обобщение помогает также предсказывать не­которые свойства, непосредственно не воспринимаемые у дан­ного объекта, но присутствующие у него как представителя это­го класса.

Рис. 5. «Индеец и эскимос»

Восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

3. Классификация восприятия

В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, выделяют: зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые восприятия. Однако они редко встречаются в чистом виде. Общепринятой в психологии является классификация, ос­нованная на отражении пространства, времени, движения.

Восприятие движения осуществляется благодаря сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его дви­жение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления: смещение объекта по отношению к положению на­шего тела указывает нам на его передвижение в пространстве; мозг же фиксирует движение глаз, следящих за предметом.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, иг­рают косвенные признаки, создающие опосредованное впечат­ление движения. Например, если после длительного рассматри­вания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предме­ты, мы увидим их движение в обратном направлении. Так,
например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося па­рохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последова­тельными движущимися образами.

Восприятие пространства включает восприятие формы, вели­чины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удален­ности и направленности, в котором они находятся. Существен­ную роль играет величина изображения предмета на сетчатке глаза и восприятие расстояния, на котором мы находимся от предмета. Восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым. Оно в значительной степени зависит от нашего опыта.

Рис 6. Пространственное восприятие

Перспективное восприятие пространства, выработанное мно­говековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматри­ваемые им картины и фотографии, на которых изображены раз­ноудаленные предметы. На рисунке (рис. 6) коридор кажется объ­емным именно благодаря перспективе: он уходит вглубь.


Восприятие времени зависит от ритмической смены возбуж­дения и торможения. Время, занятое интересной мотивирован­ной деятельностью, кажется короче. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и после­довательности времени (биологические часы). В восприятии времени выделяют два аспекта: субъективный, который связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что в свою оче­
редь, зависит от заполнения данного периода времени события­ми и их эмоциональной окрашенности; объективно-условный — связан с объективным течением событий и порядком следования условно-договорных точек отсчета (единицы измерения длины, массы и т. п.) или интервалов времени.

4. Индивидуальные различия в восприятии

Восприятие во многом зависит от особенностей восприни­мающего субъекта. Воспринимаемый образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку из­бирательность восприятия при формировании конкретного об­раза детерминирована его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, что и определяет уникальность и эмо­циональную окраску образа. Зависимость восприятия от содер­жания психической жизни человека, особенностей его личности называют апперцепцией.

Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна (рис. 7) всегда вос­принимаются как что-то осмысленное. При этом человек в за­висимости от индивидуальных особенностей вкладывает свой смысл в содержание увиденного.

Рис. 7. Стимульный материал теста Роршаха

Индивидуальные различия восприятия можно условно класси­фицировать на следующие типы: синтетический и аналитический, объяснительный и описательный, объективный и субъективный. Выделение этих типов основано на установлении соотнесенности сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами.

Для людей с синтетическим типом характерно обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их. Люди с анали­тическим типом выделяют при восприятии прежде всего детали, частности. Они нередко затрудняются понять общий смысл яв­лений. Общее представление об объекте, событиях часто подме­няют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, ока­зываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Относящиеся к описательному типу восприятия люди ограни­чиваются фактической стороной того, что видят и слышат. На­против, люди, принадлежащие к объяснительному типу, пытают­ся объяснить суть воспринятого явления.

Людям с объективным типом восприятия свойственно строгое соответствие воспринятого тому, что происходит в действитель­ности. Имеющие субъективный тип восприятия привносят свое собственное отношение к воспринимаемому объекту, явлению. Они больше говорят о том, что думали или чувствовали в момент событий, о которых рассказывают.

Большое значение для индивидуальных различий восприятия имеют личностные особенности наблюдательности. Наблюда­тельность — свойство личности, в основе которого стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предме­тов и явлений. Характерным признаком наблюдательности явля­ется быстрота восприятия малозаметного. Одним из факторов, способствующих развитию наблюдательности, является любо­знательность. Процесс наблюдения — активная форма познания де й ствител ьности.

При определенных обстоятельствах (резких физических, эмо­циональных, психических перегрузках, действии некоторых хи­мических веществ, заболеваниях и др.) наблюдаются нарушения восприятия. Страховые компании располагают статистикой, до­казывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть. Сколько раз дерево принималось за продолжение до­роги, а тень от скалы — за поворот? Если посмотреть на рису­нок 8, мы увидим мерцающие точки, хотя они не нарисованы. Данный феномен — иллюзия восприятия, то есть искаженное вос­приятие реально существующего объекта. Образцом психологи­ческих иллюзий может служить переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными (при условии объективного ра­венства длины отрезков), иллюзия железнодорожных путей (ли­ния, расположенная в более узкой части пространства, заклю­ченного между двумя сходящимися прямыми, кажется длиннее) и т. п. Чаще всего иллюзии проявляются в определении разме­ров, параллельности и удаленности, контраста предметов. Пред­мет кажется больше в соседстве с мелкими предметами и мень­ше — рядом с более крупными.

Рис. 8. Эффект мерцающих точек

Наиболее известным расстройством восприятия являются галлюцинации — мнимое восприятие. Человек во власти галлю­цинаций воспринимает отсутствующие в реальности объекты как реально существующие.

5. Развитие восприятия и наблюдательности у детей

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в со­стоянии воспринимать действительность в виде целостной пред­метной картины. По мнению Б.М. Теплова, признаки предмет­ного восприятия проявляются в раннем младенческом возрасте (в два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается воз­растание случаев фиксации взора на предмете. Общение взросло­го с ребенком способствует развитию восприятия. У детей до­школьного и младшего школьного возрастов в процессе игры и обучения формируется целостное восприятие, однако ребенок плохо схватывает детали, восприятие основывается на случайных признаках.

В процессе обучения ребенка развитие восприятия проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекват­ного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. Обуче­ние в школе влияет на развитие способности различать, сопос­тавлять, сравнивать свойства воспринимаемых объектов без ка­ких-либо действий или движений.

Для развития восприятия детей необходимо учить:

• рассматривать объект в определенной последовательности;

• отделять главное от второстепенного;

• при неправильном восприятии учебного материала уточ­нить, что именно из прежнего опыта мешает правильному восприятию;

• побуждать обращать внимание на конкретные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать различие и сходство, замечать связи и отношения.

Важно помнить, что наблюдательность — не врожденное ка­чество, оно вырабатывается практикой и упражнениями. Для са­мостоятельного развития рационального восприятия целесооб­разно:

• ясно и четко формулировать цели, выбирать существенную информацию;

• максимально использовать все органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;

• воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необхо­димо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс вос­приятия более интенсивным, размышлять о том, что уже извест­но о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помо­гает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Выводы

1. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

2. В основе восприятия лежат внутрианализаторные и межа­нализаторные связи, обеспечивающие наилучшие условия виде­ния раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

3. В качестве основных свойств восприятия выделяют пред­метность, целостность, структурность, константность, осмыс­ленность.

4. Основой классификации восприятия являются формы су­ществования материи: пространство, время, движение.

5. Зависимость восприятия от содержания психической жиз­ни человека, от особенностей его личности называют апперцеп­цией.

6. Типы индивидуального различия восприятия людей: син­тетический и аналитический, объяснительный и описательный, объективный и субъективный.

7. Наиболее известными расстройствами восприятия являют­ся иллюзии (искаженное восприятие реально существующего объекта) и галлюцинации (мнимое восприятие).

8. Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. В процессе обучения ребенка раз­витие восприятия проходит несколько этапов: становление адек­ватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том; знакомство с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз; развитие способности разли­чать, сопоставлять, сравнивать свойства воспринимаемых объек­тов без каких-либо действий или движений.

Задания для самостоятельной работы

1. Сосчитайте: сколько вы видите людей на рисунке (рис. 9)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow