Эмоции и чувства. Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. Процесс решения этой сложной проблемы нельзя считать завершенным, что подтверждается наличием разногласий между специалистами в обозначении качественных различий эмоций и чувств. Некоторые психологи склонны отождествлять эмоции и чувства. Одни полагают, что чувства являютсянеразложимыми, конечными явлениями, изменяющимися лишь количественно. Другие же, напротив, утверждают, что чувство представляет собой сложную целостность и содержит в себе различные нюансы.

Поиск различий между эмоциями и чувствами имеет свою историю. По мнению швейцарского психолога Э. Клапареда, эмоции, развивающиеся в условиях, затрудняющих приспособление, следует отличать от чувств, выражающих приспособительные установки индивида: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются». Человек, лишенный чувств, не сможет определить ценность вещей, к которым он должен приспособиться, ему не удастся понять, что для него хорошо, а что вредно. Клапаред обращает внимание на то, насколько эмоциональные явления бывают неадаптивными: «Человек, имеющий возможность убежать, не испытывает эмоции страха». Оказавшись во власти эмоций, мы можем совершить нежелательные действия. Такое объяснение функционального значения эмоций может показаться утрированным, но автор вносит существенное уточнение в свою позицию, указывая на то, что при объективной неадаптивности эмоция может быть субъективно полезной.

Любая эмоция характеризуется изменяющейся пропорцией адаптивных и неадаптивных реакций. Чем ближе эмоция к форме шока, взрыва, тем меньше в ней доля адаптивности. Установки и реакции, способные полезно ориентировать поведение, а также осознание субъектом их наличия Клапаред называет чувствами. Следуя этой логике, необходимо вести речь не о «чувстве страха», а о «чувстве опасности» как переживании необходимости обеспечить самозащиту. Следует говорить об эмоциях радости (печали), но о чувствах удовольствия (страдания). В теории Клапареда отдельное место отводится интеллектуальным чувствам. В их круг предлагается включить элементы мышления, не репрезентирующие предметное содержание: сходство, импликацию, совпадение, уверенность, возможность.

Англо-американский психолог У. Макдауголл предлагал другую схему различения эмоций и чувств. Эмоция соответствует специализированному побуждению (устремлению) и возникает вместе с его актуализацией. Каждое специфическое побуждение проявляется в виде комплекса телесных приспособлений, что отражается в переживаниях индивида, которые У. Макдауголл называет первичными эмоциями. Вторичные (смешанные) эмоции — это качества нескольких побуждений, сотрудничающих или конкурирующих друг с другом. Такими сложными качествами являются смущение, стыд, почтение и др. Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализации побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Например, при возникновении затруднений надежда на успех уступает место тревоге или отчаянию. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.

В своей фундаментальной работе «Основы общей психологии» (1946) С.Л. Рубинштейн рассматривает три основных уровня эмоциональных переживаний.

Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.

Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

На третьем уровне находятся обобщенные чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п.

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением (идеей) о некотором объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям и идеалам.

Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Так, выражая чувство любви по отношению к нашим детям, мы можем радоваться их успехам, беспокоиться об их здоровье, досадовать, если они не оправдывают наших надежд и т.д. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В иерархической системе чувств ведущее положение занимают те из них, которые соответствуют актуально действующим мотивам. Другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Возникающие чувства могут предопределяться преобладающими фантазиями, сонмом воображаемых образов.

Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Существуют чувства исключительной стойкости, длительности, характеризующиеся более высоким уровнем возбудимости, что обусловливает смещение всех иных чувств на второй план. Такие эмоциональные состояния называют страстями. С качественной точки зрения страсть полностью захватывает человека, она полна энергии и сконцентрирована на своей цели. Страсти не обязательно ведут к непосредственной разрядке; страстный человек постоянно находится в напряжении. Позитивное значение страсти состоит прежде всего в том, что она выступает в качестве мощного двигателя человеческого поведения, а ее реализация приводит, по образному выражению Ж.П. Сартра, к «спонтанному преобразованию мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: