Тема 4.1.6. Противопаразитарные средства

Противопаразитарные средства – это лекарственные препараты, относящиеся к разным классам химических соединений, которые применяются для лечения заболеваний, вызванных: простейшими (малярийный плазмодий,, лямблии, трихомонады, токсоплазмы, хламидии, лейшмании и т.д.), гельминтами (круглые черви ленточные черви, плоские черви), насекомыми (чесоточные клещи). Многие из этих препаратов обладают специфическим действием против определенных видов паразитов, но есть и средства широкого спектра (например, метронидазол, который эффективен против трихомонад, лямблий, амеб, лейшманий).

Студент должен представлять:

· механизмы действия противопаразитарных средств.

Студент должен знать:

· классификацию противопаразитарных (противопротозойных и противогельминтных) препаратов;

· фармакологическую характеристику основных групп препаратов;

· виды побочного действия противопаразитарных средств и меры их профилактики или устранения.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на противопаразитарные средства.

Список препаратов к теме:

Акридин, хлоридин, хлорохин (хингамин), хиниофон, примахин, метронидазол (трихопол), солюсурьмин, тинидазол, эметин, фуразолидон, альбендазол, мебендазол, пирантел, левамизол, никлозамид (фенасал), тыквеол, семя тыквы, отвар цветков пижмы, празиквантел (билтрицид), хлоксил, диэтилкарбамазин (локсуран), спрегаль, бензилбензоат, чемеричная настойка.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация противопаразитарных средств.

2. Противомалярийные препараты. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

3. Противоамебиазные средства. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

4. Противолямблиозные средства. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

5. Противотрихомониазные препараты. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

6. Противолейшманиозные средства. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

7. Противонематодозные средства. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

8. Противоцестодозные средства. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

9. Препараты, применяемые при внекишечных гельминтозах. Фармакокинетика, механизмы действия, применение, побочные эффекты и противопоказания.

10. Средства для лечения педикулеза и чесотки. Фармакологическая характеристика.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: гельминтоз, зооноз, нематодоз, протозойная инфекция, трематодоз, цестодоз, эозинофилия.

2. Выпишите рецепты: а) метронидазол для внутривенной инфузии; б) пирантел; в) отвар цветков пижмы; г) никлозамид.

3. Пользуясь справочной литературой, найдите синонимы данных лекарственных препаратов:

· Ятрен;

· Флагил;

· Немозол;

· Вермокс;

· Спрегаль;

· Фазижин;

· Декарис.

4. Решите ситуационные задачи:

А) В ваше отделение в ЛПУ поступили следующие лекарственные средства: метронидазол, солюсурьмин, хлоксил, бензилбензоат.

Задания:

· Распределите лекарственные средства согласно их групповой принадлежности.

· Назовите механизмы действия данных лекарственных средств.

· Перечислите основные показания к применению этих лекарственных средств.

Б) У ребёнка 7 лет появились жалобы на общую слабость, субфебрильную температуру, боль в животе, стул до 7 раз в сутки с примесью слизи и крови. Двумя неделями ранее родители побывали с ним на курорте в Египте. Соответственно данным анамнеза, а также по результатам лабораторного исследования был выставлен диагноз - «кишечный амебиаз».

Задания:

· Назовите препараты прямого действия, активные при локализации амёб в кишечной стенке;

· Перечислите препараты, активные: при внекишечной локализации амёб и при носительстве;

· Перечислите механизмы действия препаратов, применяемых для лечения амебиаза.

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: