Тема 4.3.7. Препараты гормонов, их аналогов и антагонистов

Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и специальными группами клеток в различных тканях. Роль гормонов в организме огромна – они регулируют обмен веществ и другие функции организма. Значение гормонов особенно заметно при гипо- или гиперфункциях желез внутренней секреции. При недостаточности последних обычно назначают гормональные препараты с целью заместительной терапии (или средства, стимулирующие выработку гормонов). Получены также антагонисты, блокирующие действие ряда гормонов или подавляющие их выработку (применяются при гиперфункциях желез внутренней секреции и гормонозависимых опухолях).

Студент должен представлять:

· суть принципа «обратной связи» в регуляции функций эндокринной системы;

· механизмы действия гормонов и антигормональных средств.

Студент должен знать:

· классификацию гормональных препаратов;

· источники получения гормональных препаратов;

· фармакологическую характеристику групп гормональных препаратов;

· принципы гормонотерапии.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на гормональные и антигормональные средства.

Список препаратов к теме:

Гонадорелин, кортиктропин, соматотропин, пергонал, хориогонин, сандостатин, окситоцин, адиурекрин, терлипрессин, левотироксин натрий, лиотиронин, тиреокомб, калия йодид, тиамазол, кальцитонин, инсулин, бутамид, манинил, буформин, глибомет, акарбоза, даназол, гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, синафлан, бекомед, дезоксикортон, эстрон, эстрадиола валерат, гексестрол, прогестерон, дюфастон, милване, марвелон, микролют, логест, климонорм, Диане-35, тестостерона пропионат, тиболон, ретаболил, калия оротат, кломифен цитрат, норэтистерон, мифепристон.

Основные теоретические вопросы:

1. Понятие о гормональных препаратах, их классификация и источники получения. Механизмы действия гормонов в организме. Понятие о принципе «обратной связи».

2. Препараты гормонов передней доли гипофиза. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

3. Препараты гормонов задней доли гипофиза. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Препараты гормонов щитовидной железы и антитиреоидные средства. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Препараты инсулина. Источники получения, классификация. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Синтетические противодиабетические средства. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

7. Препараты гормонов коры надпочечников, классификация, источники получения.

8. Препараты глюкокортикоидов. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

9. Препараты минералокортикоидов. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

10. Препараты эстрогенов, их синтетические аналоги и антиэстрогены. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

11. Препараты гестагенов. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

12. Гормональные противозачаточные средства, особенности действия и применения.

13. Препараты мужских половых гормонов и антиандрогены. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

14. Анаболические средства, особенности действия и применения.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: акромегалия, болезнь Аддисона, гипофизарный нанизм, гипотиреоз, диабет, дисменорея, кахексия, климакс, контрацепция, микседема, синдром Иценко-Кушинга, тиреотоксикоз, эндокринные железы.

2. Выпишите рецепты: а) гонадотропин хорионический; б) терлипрессин; в) левотироксин натрия; г) суспензию «Ультраленте»; д) дексаметазон; е) эстриол, крем.

3. Заполните таблицу.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Группа препаратов стероидной структуры. Увеличивают синтез белков и массу тела, ускоряют кальцификацию костей. Назначают при кахексии, остеопорозе, для стимуляции регенераторных процессов.

Задания:

· Назовите группу препаратов и два её представителя;

· Укажите побочное действие, которое вызывают данные препараты в мужском и женском организме;

· Уточните, можно ли назначать данные лекарственные средства детям и подросткам. Обоснуйте ответ.

Б) Пациенту 58 лет назначен препарат из группы производных сульфонилмочевины (диагноз: сахарный диабет второго типа).

Задания:

· Назовите два – три примера препаратов данной группы;

· Опишите механизм действия препаратов;

· Уточните, применяют ли данные средства при диабете первого типа;

· Уточните, можно ли назначать данные средства пациентам возраста 20 – 30 лет. Ответ обоснуйте.

В) Пациентке 25 лет, страдающей гипертиреозом, назначен препарат мерказолил.

Задания:

· Назовите торговые названия (синонимы данного средства);

· Укажите способ применения;

· Перечислите противопоказания;

· Уточните, можно ли данной пациентке планировать беременность на фоне терапии мерказолилом.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: