Гибкие и статичные бюджеты

В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем (Incremental & Zero-Base budgets)

Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть шаблон, в который при очередном составлении бюджета лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основным из которых является опасность образования "застойных участков", тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета "с нуля" могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.

Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает финансирование по тем статьям, которые не включенны в основной бюджет.

Приростной бюджет (incremental budget) формируется путем простой индексации (в процентах или долларах) предыдущего бюджета без пересмотра его основ.

Скобочный бюджет (bracket budget) - это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем и меньшем относительно базовых цифр. Затем рассчитываются объемы продаж, соответствующие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов реализации не достигаются, скобочный бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажется на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуациях, когда существует риск сокращения уровня деятельности и возможны резкие изменения объемов продаж.

Пооперационное бюджетирование (activity-based budget) предполагает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ.

Стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в период существования неопределенностей и нестабильности.

Целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связывает их с задачами подразделений. Необходимо отметить, что включение значительных расходов требует специального утверждения.

Бюджетирование – это не только разработка планов охватывающих всю деятельность организации, но прежде всего, это непрерывный процесс, с помощью которого осуществляется регулярное управление. На рисунке 4 представлена схема постановки оперативного финансового управления, которая состоит из трех этапов:

1 этап. Бюджетирование (Блок 1) – основной этап, охватывает разработку операционных бюджетов, итогом которой является бюджет доходов и расходов (БДР), который как и бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет балансового отчета (ББО), составляют основной бюджет. Вместе с ними необходимо рассматривать и инвестиционный бюджет (БИ). Процесс бюджетирования представлен в разрезе план/фактного анализа.

2 этап. Накопление систематизированной информации (Блок 2). Новые данные позволяют более точно отслеживать тенденции и зависимости, и следствие делать более надежные прогнозы и проводить более корректный анализ на их основе.

3 этап. Проведение финансового анализа деятельности предприятия (Блок 3), на основании которого оценивается выработанная стратегия, анализируются хозяйственные операции, оптимизируются затраты, осуществляется управление финансовыми процессами.

4 этап. Интерпретация результатов финансового анализа и доведение для менеджеров ЦФУ (Блок 4). Целью является выявить отклонения между разработанными оценками финансовых показателей (стандартами) и фактическим результатом, осуществить регулирование деятельности ЦФУ. Далее происходит подготовка и разработка бюджета на следующий временной период с учетом предыдущего опыта.


(Нужно внизу написать рис. 4 Схема постановки бюджетирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: