Под наблюдением принято понимать целенаправленное непосредственное восприятие внешне и объективно проявляемых параметров, свойств изучаемого объекта с последующей фиксацией результатов в рабочих документах (протокол, карточка или дневник наблюдения). Нет вмешательства в течение процессов и явлений!
От обыденного (житейское носит случайный, неорганизованный характер) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой (планом) и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.
Помимо способов фиксации методики наблюдения могут различаться по другим основаниям. В методической литературе принято различать, в частности, включенное и не включенное наблюдение.
Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение.
|
|
Не включенное, внешнее наблюдение осуществляется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым, когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытым оно будет в том случае, когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклянной стеной, прозрачной в одном направлении (для наблюдателей) и непрозрачной - в другом (для наблюдаемых) (зеркало Геззела).
В методической литературе выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное - в искусственно организованных. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.
С точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т.е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени. В данном случае наблюдение наиболее тесно переплетается с биографическим методом изучения личности.
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Сутью последнего является создание диагностом контролируемой ситуации, в которой на диагностируемый им объект (предварительно изученный и описанный) осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной), а последующие изменения объясняются следствием воздействия этого фактора. При этом создаются как экспериментальные, так и контрольные группы.
|
|
Лабораторный – протекает в специально-организованных условиях, действия испытуемых контролируются инструкцией. Естественный – в естественных условиях.
Констатирующий – изучаются лишь необходимые социально-психологические явления, формирующий – предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Социометрию (ввел Ж. Морено)- количественное измерение взаимоотношений в группе - одни авторы относят к числу самостоятельных методов, другие отождествляют с тестом. Это исследование реальных взаимоотношений в реальных группах. Наряду с приемами сбора информации он содержит и стандартизованную процедуру обработки информации (составление социоматрицы по каждому социометрическому критерию, социограммы, подсчет на основе данных социоматрицы всевозможных индексов, характеризующих личность, межличностные отношения в группе и группу в целом, а также интерпретацию полученной информации. Изучает: эмоциональные связи в группе, информирует о конфигурации социометрических статусов, взаимности выборов, системе отвержений, отношениях внутри первичных микрогрупп, критерии выбора – не выбора, выявляет коэффициент удовлетворенности отношениями),
Опросы (предполагает ответы на конкретные вопросы исследователя метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога (или анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д. Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование (устно, личный контакт с испытуемым) и анкетирование (письменно).
Контент – анализ документов - специальный метод анализа документальной информации (от англ, "content analysis" - анализ содержания) - применяется при исследовании массовых коммуникаций. Социально-психологические явления в контент - анализе диагностируются сквозь призму массива документальной информации, через текстовую реальность.
Анализ результатов деятельности - изучение социально-психологических явлений опосредовано по предметам и результатами совместной деятельности.
Тестирование - кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей (опросник межличностных отношении Шутца, тест Т. Лири для определения преобладающего типа отношении тест межличностного поведения).