Методы исследования в социальной психологии

Под наблюдением принято понимать целенаправленное непосредственное восприятие внешне и объективно проявляемых параметров, свойств изучаемого объекта с последующей фиксацией результатов в рабочих документах (протокол, карточка или дневник наблюдения). Нет вмешательства в течение процессов и явлений!

От обыденного (житейское носит случайный, неорганизованный характер) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой (планом) и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

Помимо способов фиксации методики наблюдения могут различаться по другим основаниям. В методической литературе принято различать, в частности, включенное и не включенное наблюдение.

Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение.

Не включенное, внешнее наблюдение осуществляется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым, когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытым оно будет в том случае, когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклянной стеной, прозрачной в одном направлении (для наблюдателей) и непрозрачной - в другом (для наблюдаемых) (зеркало Геззела).

В методической литературе выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное - в искусственно организованных. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

С точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т.е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени. В данном случае наблюдение наиболее тесно переплетается с биографическим методом изучения личности.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Сутью последнего является создание диагностом контролируемой ситуации, в которой на диагностируемый им объект (предварительно изученный и описанный) осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной), а последующие изменения объясняются следствием воздействия этого фактора. При этом создаются как экспериментальные, так и контрольные группы.

Лабораторный – протекает в специально-организованных условиях, действия испытуемых контролируются инструкцией. Естественный – в естественных условиях.

Констатирующий – изучаются лишь необходимые социально-психологические явления, формирующий – предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Социометрию (ввел Ж. Морено)- количественное измерение взаимоотношений в группе - одни авторы относят к числу самостоятельных методов, другие отождествляют с тестом. Это исследование реальных взаимоотношений в реальных группах. Наряду с приемами сбора информации он содержит и стандартизованную процедуру обработки информации (составление социоматрицы по каждому социометрическому критерию, социограммы, подсчет на основе данных социоматрицы всевозможных индексов, характеризующих личность, межличностные отношения в группе и группу в целом, а также интерпретацию полученной информации. Изучает: эмоциональные связи в группе, информирует о конфигурации социометрических статусов, взаимности выборов, системе отвержений, отношениях внутри первичных микрогрупп, критерии выбора – не выбора, выявляет коэффициент удовлетворенности отношениями),

Опросы (предполагает ответы на конкретные вопросы исследователя метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога (или анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д. Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование (устно, личный контакт с испытуемым) и анкетирование (письменно).

Контент – анализ документов - специальный метод анализа документальной информации (от англ, "content analysis" - анализ содержания) - применяется при исследовании массовых коммуникаций. Социально-психологические явления в контент - анализе диагностируются сквозь призму массива документальной информации, через текстовую реальность.

Анализ результатов деятельности - изучение социально-психологических явлений опосредовано по предметам и результатами совместной деятельности.

Тестирование - кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей (опросник межличностных отношении Шутца, тест Т. Лири для определения преобладающего типа отношении тест межличностного поведения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: