История Крита (Минойская цивилизация). Ахейское завоевание практически не затронуло островную часть Эгейского архипелага. С середины III тыс. до н.э. на острове Крит его население переживало те же самые процессы становления ранней государственности, что и в материковой Греции до ахейского завоевания. На протяжении нескольких столетий Крит был центром интенсивных изменений в области социально– политической и экономической жизни, что и привело к раннему формированию и дальнейшему расцвету этой островной цивилизации.
Во второй половине III – начале II тыс. до н.э. жителями Крита были успешно освоены практически все пригодные для обработки земли, активно развивалось скотоводство. Определенного прогресса в это время достигает и ремесло. Появляются зачатки обмена, а так как сам остров располагался на пересечении многих морских путей, его жители достаточно рано стали участвовать в международном обмене. Уже в конце III тыс. до н.э. на острове появляются первые раннегосударственные образования – дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех – в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Каждый из них имел своим политическим, экономическим и религиозным центром крупный дворец, вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.
|
|
Период ХХII-XVIII вв. до н.э. в общей периодизации Крита получил название «эпохи старых дворцов». Об этом времени практически ничего не известно, к тому же примерно в 1700 г. до н.э. центры первых раннегосударственных образований на острове были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.
Однако эта природная катастрофа не смогла задержать дальнейшее развитие цивилизации на Крите. С XVII в. до н.э. здесь начинается так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше. До наших дней дошли остатки грандиозных дворцовых сооружений этого времени, изучены сельские поселения, некрополи. Лучше всего исследован огромный дворцовый комплекс в Кноссе. Он имел несколько этажей, в цоколе располагались склады. Дворец был снабжен достаточно совершенной системой водоснабжения, освещения, канализации. Стены его многочисленных помещений покрыты великолепными фресковыми росписями, воспроизводящими красоту окружающей природы или сцены из жизни критского общества. Дворец включал в себя комплекс помещений для правителя и его семьи, тронный зал, где происходили государственные деловые и культовые церемонии, святилища, комнаты для слуг, мастерские ремесленников.
По всей видимости, критское общество в период своего расцвета имело теократическую форму правления, когда в руках властителя были сосредоточены функции как царя-правителя, так и верховного жреца. Подобная форма правления достаточно близка к древневосточному типу (например, Египту и Месопотамии III – середины II тыс. до н.э.), с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. На Крите чисто жреческого сословия не сформировалось, не было и храмов как отдельно стоящих сооружений. Для религиозных церемоний использовались святилища, весьма логично и искусно увязанные в планировку дворцового комплекса. Нуждам достаточно усложнившейся хозяйственной жизни в рамках дворца и близлежащих сельскохозяйственных поселений служила письменность, зародившаяся на Крите еще в период «старых дворцов» в форме «линейного письма А», пока еще не расшифрованного.
|
|
Дворцы на острове Крит не были окружены оборонительными стенами. Это позволяет думать, что правили ими, скорее всего, представители родственной династии и отношения между ними складывались вполне мирно. От внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами.
Расцвет критской культуры и государственности приходится на XVI – первую половину XV вв. до н.э., когда все дворцы на острове были объединены под властью кносских владык. В это время Крит превращается в крупную морскую державу. Как сообщают греческие легенды, именно владыка Кносса по имени Минос сумел начать объединительный процесс, построить большой флот, уничтожить пиратство и установить свое господство в акватории Эгейского моря. Поэтому критскую цивилизацию называют еще «минойской».
Однако развитие минойского Крита в конце XV в. до н.э. роковым образом было прервано новыми природными катаклизмами: грандиозное извержение вулкана на соседнем о. Фера (современный Санторин) нанесло ему смертельный удар. Все дворцы и сельские поселения на острове были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. С этих пор Крит утрачивает свое положение ведущего политического, экономического и культурного центра бассейна Эгейского моря. Воспользовавшись этими событиями, с территории материковой Греции, не встречая никакого сопротивления, на остров вторгаются греки– ахейцы, и Крит из передового центра Средиземноморья превращается в отсталую провинцию ахейской Греции.
Ахейская (Микенская) цивилизация II тыс. до н.э. Развитие первых очагов государственности на рубеже III-II тыс. до н.э. в среде местного догреческого населения Балканского полуострова было прервано вторжением волны грекоязычных племен – ахейцев. Именно это время можно считать в истории Древней Греции началом формирования собственно греческой народности.
На первых порах культура ахейцев XX-XVII вв. до н.э. в целом заметно уступает достижениям предшествующей эпохи. Это связано с низким уровнем общественного развития переселенцев – завоевателей – ахейцев, находившихся в это время на стадии разложения родоплеменных отношений. Лишь на рубеже XVII-XVI вв. до н.э. положение начинает меняться. В ряде областей Балканского полуострова, особенно на Пелопоннесе и частично в Средней Греции, появляются первые центры ахейской цивилизации. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах, Тиринфе, Пилосе (Южная Греция), Охромене, Фивах и др. Испытывая на первых порах значительное влияние более передовой Критской (Минойской) цивилизации, культура Ахейской Греции тем не менее возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова.
|
|
Наиболее известным центром Ахейской цивилизации были Микены. Поэтому ее называют еще и Микенской. Как и на Крите, в Микенах и других очагах Ахейской культуры средоточием экономической, политической и культурной жизни были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения Минойской цивилизации. Дворец являлся центром административной власти, организации экономики, накопления и распределения материальных ресурсов, торговли и обмена, ремесленного производства, идеологической жизни и обороны. Последняя характерная черта (дворец — центр обороны) свойственна только Ахейским государственным образованьям. Дело в том, что, в отличие от неукрепленных критских дворцов, аналогичные сооружения Ахейских владык представляли собой идеально защищенные цитадели, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. Каждый дворец Ахейской Греции был центром небольшого государственного образования, причем враждебная настроенность к нему властителей других Ахейских цитаделей вынуждала его жителей постоянно заботиться о своей обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты.
Древним ахейцам в пору расцвета их государственности (XVI-XII вв. до н.э.) была известна письменность, основные элементы которой они переняли у минойцев. В результате появился тип письма, получивший название «линейного письма Б». Оно, в отличие от «линейного А», было расшифровано. Оказалось, что «линейное Б» было приспособлено для передачи слов и значений на греческом языке. Подавляющая часть дошедших до нас текстов на «линейном Б» – это документы хозяйственной отчетности и различные инвентарные списки.
Основой экономической структуры Ахейского общества было дворцовое хозяйство, контролировавшее не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно в рамках дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата Ахейских владык. С точки зрения характера государственности, это была та же самая теократия, что и на Крите. Ахейские государства активно участвовали в торговых операциях, не только внутренних, но и международных.
|
|
Несмотря на потенциально враждебные взаимоотношения между Ахейскими государствами, все же были случаи их временного объединения для осуществления внешних завоеваний.
Поздний период истории микенской Греции характеризуется широким колонизационным движением ахейцев. Ахейские поселения обнаружены на побережье Малой Азии, ахейцы заселяют острова Крит, Кипр, Родос. На Сицилии и в южной Италии также обнаружены ахейские фактории. Среди так называемых «народов моря», оказавших значительное влияние на ситуацию на Древнем Востоке в конце II тыс. до н.э., были и группы ахейских племен.
Однако дальнейшее развитие Ахейской цивилизации было прервано трагическими событиями, потрясшими всю Балканскую Грецию в последние два века II тыс. до н.э.
Кикладская цивилизация. Территория распространения Кикладской культуры пролегала к северу от Крита, в самом центре Эгейского моря на небольших островах, образующих некое подобие круга. Отсюда их греческое название Киклады («Круговые»). Их господствующее положение на морских путях, соединяющих два полуострова, способствовало возникновению культуры бронзового века, получившей название Кикладской и разделенной на три крупных периода – древнекикладский, среднекикладский и позднекикладский. О народах, принесших на Киклады культуру бронзы, нет сведений, но, бесспорно, они были выходцами из Малой Азии.
Древнекикладский период. Его принято разделять на три фазы. Первая из них, в целом соответствующая додворцовому периоду Крита (2700–2300 гг. до н.э.), представлена более чем тремя десятками поселений, среди которых наиболее тщательно исследовано небольшое неукрепленное поселение конца III тыс. на о. Филокопи, состоящее из глинобитных домов, и сотнями погребений вырубленных в скалах или имеющих форму ящика, образующего своими тонкими плитами как бы вставленный в землю саркофаг. Для кикладской керамики этого времени типичны сосуды красного и серого цвета с декором в виде насечек геометрической формы. Апогей культуры Киклад – 2-я и 3-я фазы древнекикладского периода. Мореходы островов распространили культуру бронзы по всему эгейскому миру. Среди наиболее изученных поселений этих фаз – Каландриана на о. Сиросе, ставшая главным культурным и, возможно, политическим центром архипелага, Айя Ирини на о. Кеосе, гора Кинф на о. Делосе, Пиргос и особенно Филакопи на о. Паросе. В отличие от поселений Айя Ирини и Филакопи, еще не имевших укреплений, в Каландриане двойные стены были снабжены особыми выступами в виде башен, устроенными таким образом, что внутрь можно было войти лишь поодиночке. Уже в этот период в поселениях появляются первые каменные постройки.
Две группы памятников этих фаз не имеют аналогов на о. Крите. Это так называемые «сковородки» и мраморные идолы, в изобилии находимые в могилах. «Сковородками» условно называют плоские глиняные (реже каменные) сосуды с пищей, однако без каких-либо следов огня, которые бы оправдывали это название. Высказывалось предположение, что это тарелка для приношений покойникам. По своему декору, покрывающему всю поверхность загадочных предметов, они напоминают этрусские зеркала, укладывавшиеся в могилы. В связи возникла гипотеза, что в «сковородки» наливалась вода, превращая их в зеркала. Как бы то ни было, перед нами предметы сакрального назначения. На ряде «сковородок» на орнамент наложен силуэт корабля, что позволяет вспомнить частые изображения в этрусском искусстве сцен отправления в царство мертвых морем в сопровождении демонов смерти.
Не менее загадочны мраморные фигуры и фигурки, поражающие изысканной четкостью и законченностью силуэта, безупречностью линий. Мастера III – первой четверти II тыс. до н.э. не просто воспроизводили человеческое тело, но и улавливали ритм движения. Например, музыкант настолько сливается с инструментом, что вместе они составляют как бы колеблющуюся фигуру, передающую дух музыки. Удивительным образом эта манера изображения, чуждая как минойской, так и микенской культурам, созвучна теории и практике современного искусства.
Среднекикладский период. В этот период (2300–1550 гг. до н.э.) наиболее значительными центрами продолжают оставаться Айя Ирини, Филакопи и возникает поселение Акротири, на о. Фера, для нас представляющее уникальный комплекс, поскольку полностью сохранилось под пеплом проснувшегося вулкана. Эти поселения, естественно, меньших размеров, чем на Крите или материке того же времени, но, тем не менее, это не укрепленные сельские поселения, а города со сложенными из камня домами, стены которых концу среднекикладского периода покрываются росписью. Если для более раннего периода фортификация была исключением, то теперь все города укрепляются мощными оборонительными стенами (впрочем, к концу периода исчезающими). Так, Филакопи обнесено укреплениями шестиметровой толщины, состоящими из двух параллельных стен, укрепленных пересекающими их стенами с заполненными каменными осколками пустотами и проложенными тайными ходами. Тогда же появляются снабженные полукруглыми башнями укрепления в Айа Ирине (в Акротири археологи до окраины города еще не дошли).
Позднекикладский период. Это время (1550-1100 гг. до н.э.) было ознаменовано утратой островами архипелага большей части своей оригинальной культуры, видимо, в результате его колонизации критянами, нашедшей отражение в мифах о Миносе.
Минойское влияние прекрасно прослеживается и в архитектуре ее чисто критской концепцией залов с опорными колоннами, и в общности мотивов, и в технике стенных росписей, и в находимой Филакопи, Айа Ирини и Акротири керамике (хотя в каждом из этих поселений сохраняются и оригинальные ее типы, свидетельствующие об определенной художественной самостоятельности). Представляется, что Киклады интегрировались в империю Крита в культурном, а, возможно, также и в политическом плане. На последнее косвенно указывает исчезновение в Филакопи и Айя Ирини защитных стен и факт разрушения Филакопи около 1600 г. с очень быстрой последующей отстройкой. После возрождения города заметно усиливается влияние Крита, особенно отчетливо проявляющееся в керамике, в которой преобладающими становятся сосуды морского стиля, частью импортированные с Крита, частью произведенные на месте.
Наиболее ясное представление о городах кикладского мира дает Акротири, раскопки которого позволяют составить ясное представление об экономической жизни, культуре, быте и в какой-то мере попытаться реконструировать общественную организацию и политическое устройство островитян.
В Акротири не найдено архивов, подобных кносским, хотя письменность его жителям была известна (несколько небольших надписей на линейном письме А там обнаружено). Но поскольку это письмо не дешифровано, будь даже такой архив найден, это бы не много прибавило к попыткам реконструировать экономику и уклад жизни островитян.
Судя по археологическим данным, главным в хозяйственной деятельности были земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесла, мореплавание. В заполнявших подвалы домов больших сосудах обнаружены зерна ячменя, фасоль и горох. Из масличных растений культивировали сезам (кунжут) и оливу. Некоторые сосуды были приспособлены для хранения и перевозки оливкового масла. Виноградные косточки свидетельствуют о выращивании здесь этой культуры.
Кости свиней повествуют о развитии животноводства (от более ценных пород не осталось следов – они были увезены горожанами до извержения вулкана, когда обитание на острове стало невозможным из-за повышенной вулканической активности и жители бежали оттуда, что явствует из отсутствия и человеческих скелетов). Скорее всего, островитяне разводили овец и крупный рогатый скот. Для окраски шерстяных тканей использовались шафран и пурпур. О рыболовстве можно судить по фрескам и рыбным костям, сохранившимся в руинах домов.
Развитие торговли, в том числе заморской, документировано находками в Акротири предметов из материковой Греции, Крита, Египта, Сирии, Палестины, Западного Средиземноморья, большим количеством свинцовых гирь разного веса, а также фресками с изображением кораблей на фоне то пальм, предполагающих посещение Египта, то двойных рогов, указывающих, на берега Крита. Торговля обеспечивала маленьким островам процветание, возмещая отсутствие возможностей для иной хозяйственной деятельности, открывавшейся перед обитателями материка и крупных островов.
Как и другие обитатели Эгеиды, жители Феры были прекрасными мореходами, освоившими весельные, а затем и парусные суда.
Керамика, изготавливаемая с помощью быстро вращающегося круга, изделия из драгоценных металлов, да и сами здания – наглядное свидетельство развития местного ремесла, обеспечивавшего обитателей всем жизненно необходимым. Хотя искусство Феры испытало сильнейшее влияние Крита, высказывавшееся одно время предположение об украшении домов Акротири критскими художниками должно быть отброшено. Отсутствие изделий из бронзы и драгоценных металлов объясняется тем же, что и отсутствие человеческих скелетов.
Сложнее решается вопрос об организации общества. Нет никаких следов дворца, а, следовательно, нет оснований предполагать существование на острове царской власти. В то же время развитие экономики не допускает возможности господства родовых отношений. Высказывалось мнение, что управление было в руках жрецов, но в городе не было храма. Все это наталкивает на мысль, что поселение на Фере управлялось извне, возможно, с Крита.
Добротные двух-трехэтажные дома Акротири образовывали улицы, вымощенные каменными плитами или булыжником с пролегающей под ними канализационной системой, связанной с санитарными помещениями в зданиях. Стены некоторых из сорока раскопанных к настоящему времени домов покрывали фрески, позволяющие судить о назначении зданий, религиозном культе и обычаях жителей.