МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению семинарских занятий
по дисциплине «Социология» для студентов
всех специальностей дневной формы обучения
Севастополь
УДК 316 (07)
Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Социология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Разраб. Л.Н. Гарас. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2011. – 44 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам всех специальностей дневной формы обучения в подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Социология».
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры философских и социальных наук, протокол № 10 от 27 мая 2011 г.
Рецензент: доцент кафедры ФСН, к.полит.н. Е.Н. Максимова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………....4
Список литературы в библиотеке СевНТУ………………………………………7
Темы семинарских занятий……………………………………..………………....9
1. Социология как наука…………………………………………………………...9
2. История становления и развития социологии……………………………..…12
3. Общество как социальная система……………………………………..…..…15
4. Социальная структура общества………………………………………….…..18
5. Социальная стратификация общества…………………………………….…..21
6. Социология личности………………………………………………….…….…25
7. Девиация и социальный контроль………………………………….………....29
8. Социология семьи……………………………………………………………...32
Темы эссе и рефератов……………………………………………………………36
Темы контрольных работ………………………………………………..…..........41
Вопросы на экзамен (зачет)………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Стремительность трансформационных процессов, как во всем мире, так и в Украине, дальнейшее увеличение темпа социальных изменений ставят перед человеком новые вызовы, требующие верного и своевременного на них ответа. В этом студентам и поможет изучение курса «Социология», освоение которого даст основание для формирования у будущих специалистов правильного представления о социальных процессах, позволит выработать адекватные виды поведения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в профессиональной деятельности.
Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах. Усвоение знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах, развитие способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. Содержательно при изучении общества социология связана с такими учебными дисциплинами, как философия, психология, культурология, история, экономика и политология. Являясь самостоятельной наукой, социология имеет свой специфический ракурс рассмотрения общественных явлений и процессов. Вместе с тем, выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.
Целью изучения курса «Социология» является формирование у студентов социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем в обществе, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.
Основными задачами изучениядисциплины «Социология» являются:
- формирование у студентов основных представлений о методике и технике социологических исследований;
- ознакомление студентов с историей возникновения и развития социологии, основами общей теории социологии, законами развития общества и его подсистем;
- выяснение специфики, системы и структуры социальных явлений, процессов, социальных связей, деятельности и их взаимосвязи;
- ознакомление студентов с социологическим подходом к личности, факторами ее формирования в процессе социализации, с основными формами регуляции социального поведения;
- освещение актуальных вопросов современной социальной действительности, анализ социальных фактов и явлений,
- формирование системного социального мировидения, позволяющего глубже осознать диалектику взаимосвязи личности и социума в современном цивилизационном пространстве;
- получение студентами знаний о проблематике и результатах исследований, ведущихся в рамках отдельных отраслей социологической науки.