Право и его система

Понятие источника права. Правовой обычай. Юридическая доктрина. Судебный и административный прецедент. Нормативно-правовой акт. Договор, нормативное соглашение как источники права. Иные источники права. Законы и подзаконные нормативные акты. Виды законов. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.

Понятие системы права. Система права и правовая система. Основания деления системы права на отрасли. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Институт права. Виды институтов права. Система национального права и международное право. Публичное и частное право.

Источник (форма) права - форма выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства.

С помощью формы право приобретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Обычно определяют 4 вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай, договор.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Он признается источником права, если закрепляет уже давно сложившихся отношения одобряемые населением (способ санкционирования государством - отсылка к ним в тексте законов). Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным правилом для судов низшей инстанции при рассмотрении аналогичного дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постоянно могут складываться и нормы законов. Имеет силу нормы закона в Англосаксонской правовой системе. Административный прецедент – решение административного органа. Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Имеет ряд неоспоримых преимуществ: 1. может быть издан оперативно, в любой части изменен, что позволяет быстро реагировать на социальные процессы. 2. как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа. 3. Позволяет точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права нормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).

Нормативно-правовые акты: - дифференцированы, т.к механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; - построены в иерархической последовательности (при ведущей роли конституции государства), т.к. система строится на основе разной юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; - конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

В любом современном государстве источники права (и, прежде всего, законы) упорядочены, но вместе с тем они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты.

В РФ результатом правотворческой деятельности высших представительных (законодательных) органов гос. власти, т.е источником права является закон. Система нормативно-правовых актов в форме законов включают в себя: 1. конституцию; 2. федеральные конституционные законы; 3. федеральные законы. Принятие конституции сопровождается усложненной процедурой правотворчества. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличающаяся особым порядком принятия. Для всех видов законов установлено обязательное официальное опубликование. Правовое регулирование в РФ только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами, к которым относятся Указы президента; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, инструкции, положения, письма, уставы и др. издаваемые федеральными министерствами и ведомствами. Органы гос. власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты в формах законов и подзаконных актов. Действие этих актов распространяется лишь на территории соответствующих регионов. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах – правительство) вправе принимать подзаконные нормативные акты в виде постановления, распоряжения, приказа. Глава администрации может издавать постановления и распоряжения.

Существуют локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность.

Общественные отношения могут быть урегулированы договором или обычаем, санкционированным государством. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. Обычай – санкционированный государством – довольно редко встречается форма права. ГК установлено новое понятие «обычаи делового оборота».

Под обычаем делового оборота признается, согласно ст. 5 ГК РФ, «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» («сложившееся», т.е. достаточно определенное в своем содержании в какой-либо области предпринимательской деятельности, правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, «зафиксировано ли оно в каком-либо документе», т.е. опубликовано в печати, изложено ли во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.д.).

Система права – внутреннее строение права, отражающее взаимосвязь его элементов.

Предмет правового регулирования – то, что регулирует право, вид общественных отношений. Их круг разнообразен – трудовые, управленческие, семейные и др. Для выделения отраслей в системе права был определен дополнительный критерий – метод правого регулирования. Под методом правового регулирования – совокупность норм, приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование однородных, обособленных общественных отношений. При регулировании используются различные методы: 1. диспозитивный (разрешено то, что не запрещено) – в форме дозволения и обязования; 2. императивный (подчинение гражданина гос-ву) – в форме запрещения. К элементам метода правового регулирования относят:

- характер общего юридического положения субъектов, т.е. правоспособность дееспособность компетенция, отношения подчиненности, соподчиненности, равноправия;

- характер оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов.

- характер последствий для субъекта права (штраф, взыскания и др.) границы между отраслями права относительны и отрасли права являются абсолютно изолированными одна от другой.

Отдельные части системы права называется отраслями права. Отрасль права – это совокупность правовых норм, объединенных в правовые институты, регулирующие однородные общественные отношения.

Отрасли делятся на подотрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в нее норм. Например, в рамках отрасли финансового права выделяется бюджетное право как подотрасль. Подотрасли права делятся на правовые институты.

Правовой институт – часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид общественных отношений. В нем правовые нормы группируются по их содержанию. Примером правового института может служить институт брака, развода в рамках отрасли семейного права. Виды институтов: 1. Межотраслевые (гражданства, собственности) и отраслевые; 2. Сложный (делится на субинстутуты) и простой (не делится). Например, институт купли – продажи включает субинституты покупателя, продавца, ответственности.

Право делится на публичное и частное. Публичное право обеспечивает общие интересы, в нем гос-во является обязательным участником и обладает правами. Публичное право включает:

- Конституционное право – ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношений личности и государства, механизм осуществления гос. власти.

- Административное право – система норм, регулирующих общ.отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

- Финансовое право – система норм, регулирующих обществ.отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства.

- Гражданское право – система норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

- Трудовое право – система норм, регулирующих общественные отношения по применению труда рабочих и служащих.

- Уголовное право – система норм, регулирующих общественные отношения в связи с совершением деяний, признаваемых общественно опасными, т.е. преступлениями.

- Гражданско-процессуальное право – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

- Уголовно - процессуальное право – содержит нормы определяющие порядок производства по уголовным делам.

Частное право – обеспечивает частные интересы, в нем не может быть гос-ва.

Международное право делится на международное частное и публичное право.оно имеет приоритет над национальным.

В системе национального права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – нормы прямого действия (Конституционное, административное). Процессуальное право – нормы, регулирующих порядок применения материальных норм (арбитражный, уголовный, гражданский процесс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: