Теоретические предпосылки организации местного самоуправления в Российской Федерации в современный период

"Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает".

Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе "Об общих принципах

организации местного самоуправления в РФ", принятом в 1995 году (в дальнейшем - Федеральный

закон 1995 года), была приведена следующая формулировка:

"Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая

Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность

населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов

местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в дальнейшем - Федеральный закон

2003 года N 131-ФЗ) говорится следующее:

"Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей

власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами

субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение

населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного

значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций".

Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995

года акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном

законе 2003 года - как на форму осуществления народом своей власти. Очевидно, важно и то и

другое.

Отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного

самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного

самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой

демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж

затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о

праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы.

Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным

уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и

ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней

установлено, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве

страны и, по возможности, в конституции страны".

Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране

является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы

государственной власти и органы местного самоуправления. Конституционные основы местного

самоуправления в РФ рассматриваются в разделе 1.3.

Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:

- самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

- организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе

управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его

полномочиям;

- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- законность в организации и деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности местного самоуправления;

- сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

- государственные гарантии местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: