"Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает".
Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ", принятом в 1995 году (в дальнейшем - Федеральный
закон 1995 года), была приведена следующая формулировка:
"Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность
|
|
населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в дальнейшем - Федеральный закон
2003 года N 131-ФЗ) говорится следующее:
"Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами
субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение
населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного
значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций".
Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995
года акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном
законе 2003 года - как на форму осуществления народом своей власти. Очевидно, важно и то и
другое.
Отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного
самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного
самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой
демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж
затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о
|
|
праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы.
Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным
уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и
ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней
установлено, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве
страны и, по возможности, в конституции страны".
Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране
является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Конституционные основы местного
самоуправления в РФ рассматриваются в разделе 1.3.
Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:
- самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;
- организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе
управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его
полномочиям;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность в организации и деятельности местного самоуправления;
- гласность деятельности местного самоуправления;
- сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
- государственные гарантии местного самоуправления.