Художественные особенности романтизма

1. Романтики отвергали важнейший художественный принцип реализма - правдоподобие. Они отражали жизнь не такой, какая она есть, а как бы заново, по-своему пересоздавали её, преображали. Романтики считали, что правдоподобие скучно, неинтересно.

Поэтому очень охотно романтики используют самые разные формы условности, неправдоподобия изображения: а) прямую фантастику, сказочность, б) гротеск - доведение до абсурда каких-либо реальных черт или соединение несоединимого; в) гипербола - разного вида преувеличения, преувеличение качеств персонажей; г) сюжетное неправдоподобие - небывалое обилие в сюжете всевозможных совпадений, счастливых или несчастных случайностей.

2. Для романтизма характерен особый романтический стиль. Его черты: 1) эмоциональность (много слов, выражающих эмоции и эмоционально окрашенных); 2) стилистическая украшенность - много стилистических украшений, изобразительно-выразительных средств, много эпитетов, метафор, сравнений и т.д. 3) многословие, неточность, неконкретность.

Хронологические рамки развития романтизма и реализма.

Романтизм возник в 90-е годы ХVIII века, после Великой Французской революции 1789 года, но не во Франции, а в Германии и Англии, чуть позже возник и во всех других странах Европы, в том числе и в России. Главным господствующим литературным направлением романтизм стал с 1812 г., когда вышли первые песни поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» и был таковым примерно до второй половины 1830-х годов, когда сдал позиции реализму. Но надо иметь в виду, что реализм начал формироваться уже в 1820-е годы – кстати, первые произведения с преобладанием реализма начали появляться в России: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), трагедия «Борис Годунов» (1825) и роман «Евгений Онегин» (1823 - 1831) А.С. Пушкина. Но так как русская литература не имела тогда никакого общеевропейского влияния, гораздо большее значение в этом смысле имела французская литература - роман Стендаля «Красное и чёрное» (1830). Со второй половины 1830-х годов произведения Бальзака, Гоголя и Диккенса знаменуют победу реализма. Романтизм уходит на второй план, но не исчезает – особенно во Франции, он существовал в течение почти всего XIX века, например, три романа Виктора Гюго лучшего прозаика среди романтиков, были написаны в 1860-е годы, а последний его роман опубликован в 1874 году. А в поэзии романтизм преобладал в течение всего ХIХ века, во всех странах. Например, в России лучшие поэты второй половины XIX века - Тютчев и Фет - чистые романтики.

_ _ _ _ _ _ реализм__________

_ _ _ _ _ романтизм_______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

1789______1812____1824_____1836____________1874

Литература

1. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982. – 320 с.

2. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. — М., 2007. - 432 с.

3. История зарубежной литературы ХIХ века: учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 2007.- 656 с. Публикация в интернете: https://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm.

4. История зарубежной литературы ХIХ века: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. А.С. Дмитриевой – М., 1979. – 572 с.

5. История зарубежной литературы ХIХ века: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1991. – 254 с.

6. История всемирной литературы в 9-ти т. Т. 6 (первая половина ХIХ века) / Отв. ред. И.А. Тертерян. - М.: Наука, 1989. – 880 с.

7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2008. – 512 с.

8. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1976. – 512 с.

9. Быков А.В. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/main_page?p_sub=14281.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: