Трудовое право — это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:
- по организации труда и управлению трудом,
- по трудоустройству у данного работодателя,
- по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,
- по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,
- по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,
- по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,
- по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),
- по разрешению трудовых споров.
Метод правового регулирования трудовых правоотношений
|
|
имеет свои особенности, к которым следует отнести:
1) сочетание централизованного и локального регулирования;
2) сочетание договорного, императивного и рекомендательного регулирования;
3) участие в регулировании отношений в сфере труда профсоюзных органов и представительных органов работников;
4) равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового законодательства;
5) единство и дифференциация правового регулирования труда;
6) особый способ защиты трудовых прав, сочетающий действие
Комиссии по трудовым спорам (органа трудового коллектива) с
судебной защитой и возможностью обращения в органы Федеральной
инспекции труда.
Сочетание централизованного и локального регулирования трудовых правоотношений учитывает общие условия труда и условия, соответствующие региональным и отраслевым особенностям труда. В централизованном порядке устанавливается минимальный уровень трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, правила трудовой дисциплины и охраны труда и т.п.). Локальным регулированием устанавливается режим работы на конкретном предприятии, графики отпусков, условия коллективных договоров.
В локальном установлении правовых норм принимают активное участие профсоюзные органы и иные представительные органы работников. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного регулирования позволяет эффективного воздействовать на процесс формирования трудовых отношений.
Единство правового регулирования труда отражается в общих нормах трудового законодательства, распространяющихся на работников всех организаций, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности. Дифференциация (различие) правового регулирования труда выражается в действии специальных норм, применяемых только к определенным работникам. Критериями дифференциации являются:
|
|
- вредность и тяжесть условий труда;
- климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
- субъективные основания — физиологические особенности женского организма, особенности организма и психики подростков, ограниченная трудоспособность инвалидов, социальная роль одиноких родителей;
- специфика труда временных и сезонных работников;
- особенности труда в некоторых отраслях промышленности;
- ответственный характер труда госслужащих, судей, прокуроров, работников транспорта.
Эти основания дифференциации создают специальные нормы — нормы-льготы, нормы-ограничения (изъятия) и нормы-приспособления.
Система ТП-это сов-сть юр.норм, образующих отрасль с инст-тами, а также подининс-ты.Делится на 2 части: Об. и Ос. Об.ч. вкл.нормы, составл. предмет и задачи ТП, нормы-пр-пы, нормы, опр.прав.статус раб-в и раб-лей, как с-тов, разгранич-и компетенции РФ и её С и МСУ, т.е. нормы общего хар-ра. Ос.ч. вкл.прав.нормы, регул-щие отдел.стороны труд.отн-ний,либо нормы, регул-щие отн-ния непосред.связ-е с труд.
2. Становление и развитие трудового права в России и зарубежных странах. Тенденции развития трудового права в России.
В России, как и на Западе, на первом этапе регулирования труда поступление в услужение было равносильно отречению от свободного состояния, и сама мысль о совмещении найма рабочей силы с личной свободой работника прививалась лишь постепенно.
Русская Правда знала два вида холопства: кабальное и полное. При кабальном холопстве нанявшийся был обязан отработать выданные ему вперед денежные средства. Если работник в течение шести месяцев отрабатывал кабалу, он выходил из состояния холопства. В противном случае он поступал в холопство до смерти хозяина. Полное холопство вообще исключало возможность выхода из этого состояния.
Соборное Уложение 1649 года лишь незначительно изменило данную ситуацию. В нем исключалось полное холопство и оставалось только кабальное.
В юридической литературе дореволюционного периода отмечалось, что как на Западе, так и в России из договора или, точнее, из сопровождающего договор поступления работника в сферу домашней автономии хозяина возникали отношения власти и подчинения, регулируемые не соглашением сторон, а усмотрением хозяина. На первом этапе регулирования труда власть хозяина над личностью работника не ограничивалась. Государство не вмешивалось в отношения, возникающие между работником и хозяином после поступления на работу. Поэтому хозяин распоряжался по своему усмотрению не только рабочей силой, но и работником как личностью.
Второй этап регулирования отношений в сфере труда характеризуется внедрением принципа договорной свободы.
Главным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной России, стал Закон от 3 июня 1886 года "О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями". Данный Закон сохранил свою актуальность и в настоящее время. Им установлено правило, согласно которому "хозяин с нанявшимися должен обходиться справедливо и кротко, требовать от них токмо работы, условленной по договору или той, для которой наем учинен, платить им точно и содержать исправно".
Наем рабочих производился: а) на определенный срок; б) на неопределенный срок; в) на время исполнения какой-либо работы, с окончанием которой прекращался сам наем.
|
|
Хозяин разрабатывал правила внутреннего трудового распорядка организации, которые утверждались фабричной инспекцией труда и выставлялись во всех мастерских.
Закон резко ограничивал основания прекращения трудовых отношений. Работник, не получивший в течение месяца заработную плату, имел право требовать в судебном порядке расторжения заключенного с ним договора.
Введение в действие Закона от 3 июня 1886 года означало возникновение новой отрасли права - трудового права. И в трудовом праве России главенствующим в этот период являлся договорный способ определения условий труда, вмешательство государства в регулирование труда сводилось к минимуму.
Временное правительство разработало три законопроекта в сфере труда:
1. Проект Закона о трудовом договоре.
2. Правила о расчетных книжках.
3. Проект Закона о стачках.
С приходом Советской власти начинается третий период регулирования отношений в сфере труда. На смену договорному определению условий труда приходит централизованное регулирование трудовых отношений путем издания декретов и законов.
Первым нормативным правовым актом Советской власти в сфере труда стал Декрет "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени" от 29 (11) ноября 1917 года, которым установлен 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя.
Первым кодифицированным актом в сфере труда стал КЗоТ 1918 года.
КЗоТ 1918 года закрепил переход от договорного к централизованному регулированию отношений в сфере труда.
Вторым кодифицированным актом в сфере труда стал КЗоТ 1922 года. Из ст. 1 КЗоТ РСФСР 1922 года следовало, что он распространяется на всех лиц, работающих по найму, в том числе и на дому (квартирников), и его правила обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе раздающих работу на дом), а также для всех лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
В дальнейшем в законодательство о труде вносились изменения, которые ознаменовали обратный переход к централизованному регулированию отношений в сфере труда без элементов договорной регламентации. В этот период в законодательство о труде вносились изменения, ограничивающие трудовые права работников. В частности, была установлена уголовная ответственность за нарушение работниками своих трудовых обязанностей, а также введен запрет на увольнение по собственному желанию. Эти ограничения трудовых прав действовали начиная с 1940 по 1956 год.
|
|
Период централизованного регулирования трудовых отношений достиг расцвета с принятием 15 июля 1970 года Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и 15 июля 1971 года КЗоТ РСФСР. Названные кодифицированные акты и множество других нормативов, принятых в централизованном порядке, единообразно определяли условия трудовой деятельности работников. Роль договорного регулирования сводилась к фиксации принятых в централизованном порядке стандартов.
Внесением 5 февраля 1988 года изменений в ст. 5 КЗоТ РСФСР начинается четвертый этап в регулировании трудовых отношений. Данный этап характеризуется переходом от в основном централизованного к в основном договорному способу определения условий трудовой деятельности работников. Решающим на этом этапе стало принятие Трудового кодекса РФ (ТК РФ), который существенно расширил договорную свободу при регламентации отношений в сфере труда. Из чего следует, что постепенно осуществлен обратный переход от централизованного к договорному регулированию трудовых отношений.