Лекция Основы современной экономики. Принципы и проблемы

Основания современной экономической науки были твердо заложены классической школой политической экономии.

Экономисты классической школы (Адам Смит, Джон Рикардо) рассматривали человеческое общество, как массу индивидов,связанных отношениями на почве свободного договора, при этом принимаются следующие предпосылки:

1) система свободной конкуренции

2) господство эгоистических побуждений в хозяйственной деятельности людей.

Исследование отношений между тремя крупными классами Англии: землевладельцев, капиталистов рабочих, фактически и поставила своей задачей школа классической политической экономии. Они, выявили основные силы которыми регулировались эти отношения. Но однако все свои выводы они облекли в абсолютную форму и считали свои теоретические выводы годными для объяснения хозяйственных явлений всех времен,стран и национальностей,а принципы практической политики - вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений.Таким образом классическая школа не учла способность к историческому развитию. Крупным недостатком было выделение хозяйственной деятельности из других сторон жизни и игнорирование роли государства,как регулятора человеческих отношений вообще.Для эгоистических отношений было открыто широкое поле.

В государстве видели только охранителя оснований общежития и с крайним недоверием смотрели на его вмешательство в договорные отношения между частными лицами на почве их хозяйственной деятельности.

В начале 19 века промышленная свобода заняла место правительственной регламентации. Для эгоистических мотивов было открыто широкое поле.

Крупным недостатком классической школы было механическое выделение хозяйственной деятельности из других сторон общественной жизни.

Классическая школа ставила задачей создание идеального государства осуществление хозяйственной свободы и гарантии интересов отдельной личности.

Бедствия,созданные фабричной системой, оказались лучшим аргументом против ошибок классической школы.

Исследования хозяйственной жизни с помощью исторического метода предложил Вильгельм Рошерн. Представители этой школы описывают экономическую жизнь, как организм в котором переплетаются явления права, хозяйства, нравственности,культуры и хозяйственная жизнь находится в процессе постоянного изменения и является продуктом долгого исторического развития. Основными факторами, побуждающими к экономической жизни, являются:

Мотивы личного характера:

1)себялюбие, как фактор самосохранения;

2)эгоизм –преследование собственных целей в ущерб интересам других людей;

Мотивы общественного характера:

1)чувство права и справедливости, регулирующее взаимные отношения между людьми

2)общественное чувство, определяющее отношение человека к обществу.

Историческая школа высказывалась в пользу вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Государство должно устанавливать законодательные нормы, способствовать чтобы слабейшие элементы общества не были угнетаемы более сильными.

Историческая школа впала в другую крайность стремясь открыть типичные формы хозяйственных явлений и закономерных отношений между ними, ограничилась простым накоплением фактов.

В Австрии возникает резкая реакция против историко – этической школы в лице Карла Менгера.

Он предлагает не отбрасывать приемы классической школы, а продолжать их дело.Экономическое знание представляется,как целая сеть самостоятельных дисциплин: экономической истории, статистики, политической экономии,финансовая наука.

Исследование индивидуальных черт в явлениях народного хозяйства ставит своей задачей – хозяйственная история и статистика.

Политическая экономия в своей теоретической части изучает вопросы, касающиеся типов и отношений между типами. Науки практические – экономическая политика и финансовая наука вырабатывают систему правил,необходимых для практической деятельности, и относятся к области искусства.

Экономическая жизнь общества есть совокупность деятельностей отдельных личностей: в ней нет единой регулирующей воли, отдельные личности сталкиваются с друг с другом, из этих столкновений получается общественный результат.

Для целей вывода типических отношений хозяйственной жизни господствующим мотивом признавался личный интерес.

Человеческий ум не в силах охватить бесконечное разнообразие действительности. Человек производит известный выбор, создавая в своем уме ту действительность, систематическое изучение которой он предпринимает в своей научной работе.

Теоретические выводы экономической науки можно разделить на две категории:

1)общие положения, относящиеся к человеческой, хозяйственной деятельности;

2)выводы, касающиеся только определенных эпох развития.

Хозяйственная деятельность, взятая как целое играет в жизни человечества служебную роль.: она доставляет человеку средства для достижения его целей.

В исследованиях общественной жизни мы постоянно сталкиваемся с человеческими симпатиями и антипатиями, выгодами и интересами.

В целях научного выяснения действительности необходимо при изучении социальных явлений отрешится от личных выгод и интересов, и высказывать только истину, как она представляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: