14.4.1. Прием на работу
Фактором, оказывающим мотивационное воздействие, причем часто в течение длительного периода, является впечатление, которое возникает у работника от первого знакомства с будущей организацией. Современные социологи и психологи придают большое значение тому мотивационному положительному или отрицательному впечатлению, которое оказывает форма приема нового кандидата в трудовой коллектив независимо от того, является ли организация производственной или административной.
На вопрос, какие впечатления остались у человека от сотого или тысячного дня работы в организации, он, несомненно, не смог бы дать конкретный ответ. Если же его спросить о первом дне работы по его профессии, то у него нашлось бы, что рассказать. Это происходит не только потому, что человек особенно прочно удерживает в памяти начало и конец события, но также потому, что вновь поступивший работник чувствует себя как бы на периферии среды, которая должна стать его собственной. Сфера его «жизненного пространства» в новых условиях ему неизвестна. Естественно его стремление к уменьшению этой неизвестности. Поэтому в самом начале он весьма восприимчив ко всему, что встречает, видит и слышит.
|
|
К вышеизложенному следует добавить еще и то обстоятельство, что в начальном периоде адаптации в новой среде работник в значительной степени подвержен конфликтным ситуациям. Это происходит потому, что, не будучи достаточно уверенным в правильности своего поведения, он склонен рассматривать некоторые поступки коллег (вполне лояльные) как незаслуженную критику своего поведения.
Поэтому целесообразно приложить усилия к тому, чтобы соответствующим образом организовать первые часы, дни и недели работы нового члена коллектива. Но здесь трудно давать какие-либо рецепты общего плана. В каждой организации в зависимости от специфических условий, а также от того, кто принят на работу (выпускник вуза или квалифицированный специалист), вопрос может решаться различными способами. Речь идет прежде всего о понимании важности данного вопроса.
Однако внимание, оказываемое новому работнику, не должно носить характера опеки, Наряду с необходимой в начальном периоде помощью следует постепенно давать этому работнику возможность показать свою квалификацию и способности. Ибо чем раньше проявится ошибка в выборе специальности либо рабочего места в организации, тем лучше для обеих сторон.
14.4.2. О перспективе
После поступления на работу молодой специалист, как правило, задумывается о своем будущем в избранной им профессии. Короче говоря, работник надеется на улучшение общественного и экономического положения, что представляет собой весьма существенный фактор мотивации. Бесперспективная работа существенно ослабляет привлекательность выполняемых обязанностей и, следовательно, действует антимотивационно.
|
|
С проблемой перспективы взаимосвязана и другая проблема. Начинающий работник по сравнению с людьми старших возрастов, прошедших большой путь напряженного труда, обладает относительно большим запасом сил и энергии, не полностью расходует их в процессе текущей профессиональной деятельности. Если он видит перед собой перспективу продвижения по работе, то склонен этот запас сил и энергии направить на повышение квалификации. Если такой перспективы он не видит, то этот запас энергии может пропасть впустую или будет израсходован в нежелательном для общества направлении.
14.4.3. Справедливое распределение фонда заработной платы
Огромное значение для проблемы мотивации имеет принцип справедливого распределения фонда заработной платы. Некоторые авторы называют этот принцип кардинальным принципом современной науки организации и управления. В связи с этим большое значение приобретает вопрос применения одинаковых показателей оценки работы для всех членов коллектива. Надо, чтобы показатели были ясными для работников, по отношению к которым применяются, и позволяли сравнить вклад отдельных- лиц в результаты деятельности организации. С особой силой следует подчеркнуть, что важным является не только то, чтобы оплата была справедливой, но в не меньшей степени и то, чтобы она таковой признавалась работниками. Выплаты, о которых получающие их лица не имеют четкого представления, утрачивают положительные мотивационные достоинства.
Человек особенно чувствителен к любой несправедливости, с которой может встретиться на работе. В случае несправедливого отношения к нему или его товарищам по работе результативность мотивационных мер, применяемых к нему, снижается почти до нуля. Работники намного легче соглашаются с тем, что их заработная плата в данной ситуации не может быть выше определенного предела, нежели с тем, что кто-то, работающий рядом и выполняющий идентичную работу, получает большее вознаграждение, чем остальные. В таких случаях работник начинает с обидой относиться к организации, в которой работает, становится равнодушным к ней, а иногда и недоброжелательным.. Справедливое распределение фонда заработной платы составляет не только самостоятельный источник мотивации, но одновременно является вообще условием действенности многих других предпосылок мотивации.
О том, как часто возникают ситуации, в которых проявляется несправедливость в распределении фонда заработной платы, нет, естественно, исчерпывающих данных. Однако такие случаи имеют место и проявляются в нескольких формах. Наиболее часто встречающаяся и действующая особенно раздражающе следующая: принятие новых работников на лучших условиях по сравнению с теми, кто давно работает. Случаи замалчивания размеров премий или надбавок к заработной плате свидетельствуют об опасении деструктивных последствий несправедливого распределения фонда заработной платы. Можно выдвинуть такую гипотезу: степень скрытности, окружающей всякие выплаты членам трудовых коллективов (причем речь идет не только о денежном вознаграждении), является мерилом несправедливости.
14.4.4. Осознание важности выполняемой работы
Одним из сильно действующих факторов мотивации является осознание исполнителем, что его работа важна и общественно полезна. Интересный результат дал эксперимент, где попытались установить, как влияют на производительность труда различные физические условия. Эксперимент проводился на изолированной группе работников. В их коллективе с участием самих служащих увеличивалось или уменьшалось освещение и температура, менялись столы, проводились другие изменения в окружающих условиях. При любом изменении производительность труда повышалась. Причем не имело значения, уменьшали или увеличивали освещение либо изменяли другие условия. Отсюда был сделан следующий вывод: при обеспечении минимума соответствующих физических условий единственной причиной, которая может влиять на производительность труда, является то, чтобы подчиненный чувствовал, что его участие в коллективных усилиях яв ляется важным. Правда, могут быть сделаны оговорки относительно полной истинности указанного тезиса и охвата условий, в которых он проявляется. Тем не менее несомненно, что он заслуживает внимания и содержит значительную долю правды.
|
|
В практике указанный мотивационный фактор недооценивается и его возможности остаются неиспользованными.
14.4.5. Элемент профессиональной гордости
Человеку свойственно стремление быть в первых рядах. Это обстоятельство должно быть использовано в качестве мотивационного фактора. Иногда какой-то коллектив не знает, что в определенном отношении оказался впереди. О каждом выдающемся достижении работников руководство должно их точно информировать. В коллективе, знающем, что на том или ином участке достигнут успех, который замечен и надлежащим образом оценен, увеличивается вера в свои силы и повышается стремление добиваться новых успехов.
Каждая организация имеет свою историю, а в ней моменты, достойные памяти. Культивирование хороших традиций является фактором, привязывающим работников к данной организации, и поводом для гордости за принадлежность к ней. Факторы мотивации, вытекающие из ощущения принадлежности к выдающимся коллективам и заслуженным учреждениям, не всегда и не везде используются надлежащим образом. Случается, что об этом забывают.
14.5. Примеры мотивационных методов, непосредственно связанных с выполняемой работой
|
|
14.5.1. Участие в принятии решений
Участие в принятии решений представляет собой мощный мотивационный фактор, который дает в итоге положительные результаты. Для организации — это более высокая производительность труда, хорошая трудовая атмосфера, снижение текучести и прогулов, улучшение качества продукции, более быстрое развитие свободной инициативы и использования талантов. Для руководства — более правильные решения (основанные на точной, а не на искаженной информации), лучшая эффективность работы, более высокий авторитет и престиж, более легкий и спокойный процесс управления коллективом, спокойный ход работы. Наконец, принципиальные выгоды для подчиненных: большие возможности для собственного развития, повышения квалификации, чувство достоинства, чувство хозяина, удовлетворение работой.
14.5.2. Эластичность рабочего времени как элемент мотивации
Проблема эластичности рабочего времени не только как одного из инструментов мотивации, но также как инструмента совершенствования работы приобретает все большее практическое значение. А так как это положение не получило до сих пор должной оценки и распространения в практике управленческой деятельности, возникает необходимость остановиться на нем подробнее.
Сущность проблемы состоит в том, что рабочее время, в течение которого административный работник должен находиться на рабочем месте исходя из потребностей коллектива (коллег.или начальника) либо для обслуживания посетителей, не совпадает с временем, когда этот же работник выполняет свои задачи без контакта с людьми. Речь идет о том, чтобы продолжительность этой второй части рабочего дня (с соблюдением определенных границ) устанавливалась работником самостоятельно. Целесообразность обеспечения эластичности времени работы можно сокращенно обосновать следующими обстоятельствами.
1. Приток дел в административной деятельности неравномерен. Личный состав подразделений ориентирован на среднюю, а не на максимальную загрузку. Поэтому на практике периодически возникают либо простои в работе, либо перегрузки, не позволяющие уложиться в рабочее время.
2. Работник, временно не имеющий дел, уходит домой. Сэкономленное таким образом время работник использует тогда, когда скапливается особенно большое количество дел.
3. Работник имеет значительно большее ощущение свободы. Отпадают проблемы опозданий, освобождения от работы в служебное время для решения личных вопросов и связанной с этим лишней документации. Если правила позволяют, можно начинать работу между 7 и 9 ч, а заканчивать ее между 14 и 16 ч. Баланс проработанного времени определяется за месячный период, причем допускается переброска определенного процента времени из одного месяца в следующий.
4. Часто движение поездов и автобусов таково, что либо утром тратится время на ожидание транспорта для следования к месту работу, либо во второй половине дня — для поездки домой. В прошлом не было понятия «часы пик»: место работы обычно находилось недалеко от места жительства. Теперь положение изменилось. Углубляющийся процесс урбанизации привел к возникновению крупных городов, а в них так называемых спальных районов, расположенных далеко от промышленных и торговых центров. Эластичное рабочее время уменьшает связанные с этим заботы, нервозную поспешность, а также трудные переезды в сутолоке.
5. Работник не всегда находится в одинаково хорошей моральной и физической форме. В системе эластичного рабочего времени он может сам решать вопрос о перенесении одного часа или двух с данного дня на следующий.
В условиях умственного труда ликвидируются перерывы в ходе мыслительного процесса, т. е. незавершенность работы в момент окончания «служебного времени», так как это время в нужных границах определяет себе сам работник.
7. В некоторых ситуациях имеет значение возможность лучшего использования дефицитных конторских машин.
8. Практика показывает, что эластичное рабочее время способствует развитию взаимопомощи. Это понятно, если принять во внимание, что часто задания отдельных рабочих мест взаимосвязаны, и поэтому коллеги должны помочь друг другу, так как уйти с работы можно, только выполнив все, что в течение данного рабочего дня должно
быть сделано. К этому следует добавить, что в действующей системе стабильного рабочего времени конторский служащий не имеет стимулов к работе в оптимальном режиме. Даже в том случае, когда служащий выполнит работу быстро, все равно он должен сидеть до конца рабочего дня, если он работает медленно и недоделает работу, то все
равно имеет право пойти домой по окончании рабочего времени. Во многих случаях эластичное рабочее время облегчает работающим женщинам уход за детьми (например, без спешки отвести детей в детский сад и забрать из него).
10. Эластичное рабочее время, по крайней мере в течение нескольких часов дня, может уменьшать часто возникающее в учреждениях чрезмерное скопление работников.
11.Наконец, эластичное рабочее время облегчает использование времен года. Многие люди предпочитают летом начинать работу раньше, чтобы оставшуюся часть дня побыть на свежем воздухе.
Можно предположить, что с момента введения эластичного рабочего времени трудно будет понять, почему так долго медлили с принятием этой системы. Ведь она функционирует в прогрессивно организованных учреждениях и показала себя с хорошей стороны. Привыкание к этому нововведению требует определенного времени и ломки консервативных форм мышления. Об этом свидетельствует реакция некоторых читателей на пропагандирование эластичного рабочего времени. Его воспринимают как косвенную угрозу пунктуальному приходу на заседания и опасность увеличения недисциплинированности. Однако никаких причинных связей между введением эластичного рабочего времени и этими явлениями нет.
14.5.3. Недирективная консультация
В понимании того, что такое недирективная консультация, ориентируется в достаточной степени относительно небольшая часть практиков. В человеческой психике часто возникают помехи (преимущественно это фрустрация, или эмоциональное напряжение), затрудняющие формирование правильных суждений. Фрустрация разрушает способность нормального поведения. Четкость в решении проблем и правильное восприятие ситуации часто оказываются парализованными. Принципиальной целью недирективных консультаций является ослабление фрустрации до такого уровня, чтобы могла вернуться нормальная работоспособность.
Идея заключается в том, что работник, откровенно поделившись со своим руководителем трудностями и неполадками, постепенно обретает равновесие, начинает спокойнее смотреть на сложившуюся ситуацию и самостоятельно находит правильное решение беспокоящих его проблем. Умение выслушать очень ценно, так как возможность спокойно выговориться часто позволяет нам яснее увидеть ситуацию, а многие люди часто начинают мыслить тогда, когда говорят.
В принципе руководитель может ограничиться проявлением сочувствия. Речь идет не о критике, не о согласии, ни тем более об оценке, а исключительно о том, что моральное состояние высказывающегося вызывает у слушателя понимание и что слушатель принципиально доброжелателен. Конечно, было бы совершенно несерьезным допускать, что недирективная консультация может стать универсальным средством от всех психологических срывов. Однако во многих ситуациях она может принести существенную пользу.