С принятием Бюджетного кодекса Украины доходная часть местных бюджетов формируется за счет собственных и закрепленных доходов, а также межбюджетных трансфертов

Перечень собственных и закрепленных доходов определен Бюджетным кодексом Украины на длительную перспективу. Поступления собственных доходов не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам, что способствует заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании доходной базы. Закрепленные доходы местных бюджетов составляют основу для определения налоговой состоятельности территории, их объемы влияют на размеры межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам с Государственного бюджета Украины.

По экономической природесобственные доходы местных бюджетов – доходы, которые формируются в результате действий и решений, принятых органами местного самоуправления. Собственными можно считать лишь те доходы местных бюджетов, которые одновременно отвечают таким требованиям: территориальная локализованность, непосредственная зависимость от деятельности местной власти, полностью их контролирующей и использующей по своему усмотрению.

Наиболее характерными примерами собственных доходов являются:

· местные налоги и сборы;

· платежи, установленные органами местного самоуправления;

· доходы от коммунального имущества и предприятий коммунальной собственности;

· штрафы и санкции, связанные с получением собственных доходов.

Закрепленными являются доходы, которые на долговременной основе передаются в местные бюджеты в полном размере или в определенной единой для всех бюджетов доле. По своей сущности это общегосударственные налоги, сборы или доходы, которые традиционно формируют доходную часть местных бюджетов. Это – налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, плата за лицензии и торговые патенты и др. На практике наибольший удельный вес среди этих доходов занимает налог на доходы физических лиц, поступления которого распределяются между местными бюджетами отдельных видов.

В доходы местных бюджетов поступаютсредства из государственного бюджета в виде дотаций и субвенций, которые предназначены для финансирования делегированных полномочий органов местного самоуправления и проведения финансового выравнивания. Кроме того предоставление межбюджетных трансфертов вызвано недостаточностью собственных и закрепленных доходов для финансирования расходов органов местного самоуправления. В современной бюджетной практике применяются такие виды межбюджетных трансфертов: дотации выравнивания, субвенции, средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов, другие дотации.

II. Часть доходов местных бюджетов обязательно формируется за счет местных налогов и сборов, состав которых приведен на рис.9.4.

Рис. 9.4. Состав местных налогов и сборов в Украине

Органы местного самоуправления имеют определенные права относительно внедрения местных налогов и сборов, установления размеров их ставок и предоставления льгот отдельным плательщикам. Однако местные налоги в Украине пока еще не играют существенной роли в формировании доходов местных бюджетов.

На современном этапе развития нашего государства особое значение приобретает вопрос укрепления доходной базы местных бюджетов, которого можно достичь, прежде всего, путем реформирования местного налогообложения, внедрения местного налога на недвижимое имущество,существенного расширения прав органов местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через разные виды бюджетов, в разных странах не одинаково. Например, в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов используется средств больше чем за счет центрального бюджета. Такие отличия объясняются различными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных (местных) органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее весомой частью бюджетных расходов.

В расходах местных бюджетов основное место занимают ассигнования на социально-культурные объекты. В Германии эти расходы составляют 1/4 расхода местных бюджетов, в Японии и Франции – больше 1/3, а в бюджетах Великобритании и США – свыше 40%. В ряде стран (Германия, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения.

За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швейцарии, Финляндии эти расходы составляют больше 50% бюджетных расходов.

Важнейшей статьей расходов местных бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные и транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).

Из региональных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах – судов.

Одной из существенных статей бюджетных расходов являются расходы, связанные с погашением ссуд и уплатой процентов по ним. Например, во Франции на уплату процентов по ссудам приходится выделять более 10 %, а на погашение полученных ссуд – около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства расходы бюджета могут быть текущими и капитальными.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают расходы на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, текущие расходы бюджетных учреждений и пр.).

Капитальные расходы представляют собой денежные расходы, связанные с их вложением в основной капитал производственного и непроизводственного назначения и прирост запасов. Они включают капиталовложения за счет бюджета в отрасли производства, инвестиционные субвенции, долгосрочные бюджетные кредиты предприятиям и местным органам власти.

В процессе расходования средств местных бюджетов ярко проявляется содержание основных функций и задач, выполняемых органами местного самоуправления. Состав, структура и динамика бюджетных расходов, отражают государственные, региональные и местные приоритеты социально-экономического развития. Бюджетные расходы дают возможность раскрыть экономическую сущность местных бюджетов как финансовой базы местного самоуправления, существование которых подчинено решению основной задачи, – обеспечения населения общественными услугами, всестороннего и гармоничного развития всех территорий страны.

Структура расходов местных бюджетов подтверждает их четко очерченную социальную направленность, так как на социальную защиту и социальное обеспечение, содержание объектов социально-культурной сферы, расходуется более 70% средств местных бюджетов Украины. Не менее важным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с экономической деятельностью местной власти в сфере промышленности, строительства, транспорта, связи и других отраслей местного хозяйства, охраной окружающей природной среды.

Расходы местных бюджетов в Украине можно сгруппировать по таким направлениям:

- финансирование организаций и учреждений культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты;

- содержание органов власти и местного самоуправления;

- финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства и мероприятий по благоустройству поселений.

В Украине расходы и кредитование местных бюджетов включают бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий, перечень которых определен статьями 88-89 Бюджетного кодекса.

III. Следующим местным финансовым институтом являются целевые фондыорганов местного самоуправления.

Практика их функционирования в Украине за годы независимости была достаточно противоречивой. Дело в том, что в законодательных актах, которые ознаменовали возрождение местного самоуправления в начале 1990-х годов, было предусмотрено право органов местного самоуправления образовывать и использовать внебюджетные фонды. Однако в последующие годы происходило постепенное свертывание сферы их функционирования путем включения целевых фондов в соответствующие бюджеты. Согласно Бюджетного кодексаУкраины (2001г. и 2010г.) создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.

В течение последних лет всего лишь около 1% совокупных доходов местных бюджетов Украины формировался за счет отчислений в целевые фонды: фонды охраны окружающей природной среды; другие целевые фонды местных советов; целевые фонды, созданные Верховной Радой АРК, органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти.

IV. Самостоятельным институтом местных финансов является коммунальный кредитсовокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, в которых местное самоуправление выступает чаще в роли заемщика, реже – кредитора. Действующее законодательство предусматривает возможность создания местными советами коммунальных банков и других финансово-кредитных учреждений.

V. Наиболее распространенной формой коммунального кредита являются местные займы.

В зарубежных странах практика местных займов является широко распространенной, а облигации органов местной власти пользуются большим спросом и доверием среди населения.

В Украине выпуск местных займов пока еще имеет эпизодический характер и для этого существовали соответствующие причины. Однако в последние годы наблюдается позитивная тенденция возобновления и расширения выпуска облигаций местных займов. Состав местных займов и существующие в Украине требования к ним приведены на рис.9.5.

Привлечение средств с помощью займов в бюджет развития дает возможность расширить коммунальную инфраструктуру и укрепить материально-финансовую базу муниципалитетов за счет реализации прибыльных проектов.

Органы местного самоуправления действуют на основах правовой и организационной самостоятельности, основу которой составляет их материальная и финансовай база. Одной из составляющих которых являются объекты, на которые возникает право коммунальной собственности, это прежде всего – движимое и недвижимое имущество,

Рис.9.5. Состав муниципальных займов и требования к ним.

земля, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, здравоохранения, науки, спорта, социального обслуживания и др.

Большинство этих объектов (прежде всего социально-культурного назначения) содержатся за счет средств местных бюджетов; отдельные объекты (коммунального и жилищного хозяйства) получают дотации из местных бюджетов. Субъекты хозяйствования коммунальной формы собственности являются плательщиками как общегосударственных, так и местных налогов и сборов, т.е. пополняют доходную часть местных бюджетов.

Мировой и отечественный опыт подтверждает, что главным условием функционирования местного самоуправления является обеспечение принципа финансовой независимости в осуществлении им своих функций и задач, так как именно от финансовых возможностей зависит выполнение реальных властных полномочий органами местного амоуправления.

Финансовая независимость органов местного самоуправленияэто их независимость от общегосударственных органов власти в принятии определенных решений относительно местных проблем и, главное, обеспечение их выполнения соответствующими ресурсами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: