Единой финансовой политики

Институты ЕС создавались и совершенствовались с перспективой дайнейшего объединения стран Европы и проведения ими единой интеграционной политики.

Институциональная структура ЕС построена по схеме, которая существенно отличаетсяот схем государственного управления. Основные институты, имеющие прямое отношение к формированию единой финансовой политики ЕС приведены на рис. 19.15

Рис. 19.15. Структура институциональной системыЕС

Рассмотрим роль и функциональное назначение основных институтов ЕС.

Роль, функции и полномочия главного политического органа ЕСЕвропейского Совета отражены на рис. 19.16.

Совет ЕС(Европейский Совет министров)преимущественно политический орган утверждения решений в ЕС, утверждающий или корректирующий предложения Европейской комиссии, которой поручено исполнение решений Совета министров.

Совет ЕС характеризируется двумя основными признаками:

Ø его заседания проходят не на постоянной основе;

Ø состав Совета и его название изменяется в зависимости от повестки дня его работы, с привлечением разных представителей правительств государств-членов (на уровне министров) к участию в заседаниях.Например, в зависимости от повестки дня собираются министры зарубежных стран (в т.случае, называется: Совет по общим делам и внешним отношениям); если собираются министры экономики и финансов (ЭКОФИН) и пр. – всего 9 конфигураций Совета.

Несмотря на изменчивость состава Совета министров, он остается единым институтом.

Рис. 19. 16. Роль, функциии полномочия Европейского Совета.

Руководство в Совете ЕС осуществляет страна-президент, которая меняется каждые полгода. Решения в Совете утверждаются голосованием министров государств-членов. В зависимости от рассматриваемого вопроса, применяется один из трех видов голосования:

Ø простое большинство по процедурным вопросам;

Ø квалифицированное большинство (когда каждая страна имеет опрделенный «вес» голоса) – по вопросам внутреннего рынка, экономическим вопросам и торговле;

Ø единогасное решение по вопросам о вступлении новых членов, налогообложения, проблем общей внешней политики и безопасности, вопросов правосудия и внутренних дел.

Принятые законодательные акты ЕС имеют форму постановлений и директив. Постановления являются обязательными для исполнения и становятся составными частями национального законодательства. Директивы также являются обязательными, но при этом оставляют государствам право выбора методов исполнения.

Европейская комиссия (Комиссия ЕС)исполнительный орган ЕС, имеющий достаточно ограниченные права и возможности для внедрения политики ЕС.

Основные полномочия и задачи Комиссии ЕС приведены на рис.19.17.

Рис. 19.17. Полномочия и задачи Европейской Комиссии

Комиссия ЕС состоит из 20 независимых членов вместе с президентом и пятью вице-президентами. Каждый член комиссии, как член коллективного органа, руководит одним или несколькими направлениями деятельности (аналогично министру правительства) и отвечает за работу определенного административного департамента – генерального директората, работающего с соответствующей отраслью.

Комиссия ЕС призначается на пятилетний срок с согласия стран-членов, решение о ее назначении утверждается Европейским Парламентом. Комиссии в ее деятельности помогает собственный административный апарат.

Европейский Парламент прошел путь от наблюдателя за органами высшей власти ЕС до полноценного парламента демократического государства.

Современные полномочия Европарламента предусматривают участие в законодательном процессе, бюджетных процедурах, участие в выборах Комиссии ЕС и в процессе выработки и утверждения решений, в частности и дача согласия на ассоциацию или присоединение к ЕС новых стран.

Начиная с 1979 г. Европарламент избирают прямым общим голосованием. Места в нем (626 до последнего расширения и 732 после) распределены между странами-членами в соответствии с количеством населения.

Европарламент выполняет такие основные функции:

Ø совместно с Советом ЕС принимает участие в законодательном процессе (процедура общего принятия решений, процедура сотрудничества, согласования, консультационные выводы и пр.);

Ø контролирует деятельность институтов Евросоюза, утверждая состав Комиссии ЕС (и через право высказывать ей вотум недоверия), а также через письменные и устные запросы, адресованные Комиссии ЕС и Совету ЕС;

Ø разделяет с Советом ЕС бюджетные полномочия, а именно: утверждает годовой бюджет и контролитует его исполнение.

Европарламент состоит из 17 постоянных комитетов, специализирующихся в конкретной сфере политики ЕС:

· Комитет по вопросам иностранных дел, прав человека, общей политики безопасности и обороноспособности;

· Комитет по вопросам бюджета;

· Комитет бюджетного контроля;

· Комитет по вопросам прав и свобод граждан, юстиции и внутренних дел;

· Комитет по вопросам экономики и денежно-кредитных дел;

· Комитет по вопросам права и внутреннего рынка;

· Комитет по вопросам промышленности, внешней торговли, исследований и энергетики;

· Комитет по вопросам занятости и социальной сферы; др.

В названиях комитетов отражаются их специфические интересы и в целом определяются обязанности в соответствии с положениями соглашений и межинституциональных отношений.

Таким образом, Комиссия ЕС, Совет ЕС и Европарламент образуют «институциональный трехугольник», играющий главную роль в принятии финансовых решений в ЕС.

«Институциональный трехугольник дополняется еще двумя важными институтами – Судом Европейского Союза и Палатой Аудиторов.

Суд Европейского Союза - орган, созданный в 1952 г. на основании Договора о создании Европейского объединения угля и стали, который обеспечивает соблюдение права в ЕС. Так как Суд ЕС имеет чрезвычайно большой объем обязанностей, Единый европейский акт (1987г.) предусмотрел создание Суда первой инстанции – дополнительного судебного органа, призванного «разгрузить» и максимально оказать помощь Суду ЕС в выполнении его основной функции. Таким образом, Суд ЕС и Суд первой инстанции представляют судебную власть Евросоюза.

Суд рассматривает спорные вопросы между государствами – членами, между Евросоюзом и странами ЕС, между институтами, физическими лицами или общими органами и Союзом; готовит экспертные заключения и отвечает за предыдущие решения; высказывает свою точку зрения относительно международных соглашений. Хотя Суд не наделен полномочиями принуждения, в большинстве случаев стороны выполняют решения Суда, опираясь на концепцию соблюдения общих интересов.

Счетная палата (Палата аудиторов) – коллегиальный орган, основан в 1975 г., обеспечивающий внешний контроль общих европейских финансов и консультационное рассмотрение бюджетных проектов ЕС.

В сфере бюджетного планирования значительную роль играют совещательные органы ЕСЕвропейский экономический и социальный комитет (выражает позиции гражданского общества по социальным и экономическим вопросам) и Комитет регионов (выражает позицию региональных и местных органов власти).

Европейский экономический и социальный комитет – институт, представляющий интересы государств-членов ЕС в экономической и социальной сферах и осуществляет совещательные функции.

Функция Комитета состоит в предоставлении Комиссии ЕС и Совету ЕС своих выводов относительно запланированных к утверждению правовых актов в случаях, предусмотренных договором, т.е. тогда, когда консультации с ним являются необходимым условием законности принятия правового акта,но не имеют обязательной правовой силы. По требованию Европарламента, Комиссии ЕС и Президии Совета этот Комитет осуществляет постоянный контроль зв внутренним рынком с целью выявления нарушений.

Основная деятельность Комитета сводится к предоставлению профессиональных выводов по вопросам экономического и социального развития ЕС в разрезе таких направлених:

· сельское хозяйство и его развитие в разрезе регионов;

· экономическое и денежно-кредитное развитие;

· занятость, социальная политика и гражданство;

· внешние отношения;

· формирование единого рынка, производство и потребление;

· развитие транспорта,энергетики, инфраструктуры и информационного общества.

Пленарные заседания Комитета проводятся в Брюсселе на протяжении двух дней 9-10 раз в год.

Комитет регионовконсультационный орган, созданный в 1993 г. в рамках Маастрихтского договора. Он обеспечивает представительство региональных и местных сообществ в процессе принятия решений ЕС. Благодаря созданию этого Комитета региональные и местные органы получили возможность принимать участие в деятельности ЕС, чтобы продвигать общие интересы и при необходимости представлять и лоббировать их на уровне Союза.

Комитет регионов, как совещательный орган, осуществляет систематизацию и концентрированное представительство региональных и местных интересов в законотворческом процессе ЕС. Комитет регионов функционирует как вспомогательный институт, с которым должны консультироваться Совет ЕС, Комиссия Ес и Европарламент прежде всего по вопросам, прямо затрагивающим интересы регионов.

Без консультаций с Комитетом регионов не решаются вопросы образования, культуры,здравоохранения, фондов регионального развития, проектирование трансевропейских сетей.

Работу Комитета регионов обеспечивают 8 постоянных комиссий и 4 подкомиссии.

Комиссия 1: Региональное развитие, экономическое развитие, местные и региональные финансы (подкомиссия 1: Местные и региональные финансы).

Комиссия 2: Пространственное планирование, сельское хозяйство, охота, рыбная ловля, лесничество, морская внешняя среда и горные районы (подкомиссия 2: Туризм и сельские районы).

Комиссия 3: Транспорт и системы коммуникаций (подкомиссия 3: Телесвязь).

Комиссия 4: Политика городов.

Комиссия 5: Планирование и использование земли, природной среды и энергетики.

Комиссия 6: Образование и воспитание.

Комиссия 7: Гражданство Европы, исследования, культура, молодежь и потребители (подкомиссия 7: Молодежь и спорт).

Комиссия 8: Экономическое и социальное единство, социальная политика и здравоохранение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: