1. Когда и в какой ситуации возникли идеи субъективной социологии?
2. Охарактеризуйте субъективное направление в российской социологии и его осо
бенности. Кто из социологов наиболее ярко представлял это направление?
3. Почему субъективная социология оказалась наиболее тесно связана с народничест
вом?
4. Как бы вы охарактеризовали общее и отличное между субъективным направлени
ем и позитивизмом в российской социологии?
5. Дайте трактовку предмета субъективной социологии и покажите разные точки зре
ния на него отдельных представителей этого направления.
6. В чем суть субъективного метода? Каковы его сильные и слабые стороны? За что
его чаще всего критиковали? Попытайтесь определить собственное отношение к
этому методу, аргументируйте свою позицию.
Глава 15. Субъективная социология в России
7. В чем суть теории личности Н.К. Михайловского?
К. Расскажите о трактовке проблемы личности П.Л. Лавровым и Н.И. Кареевым.
I). Почему теория прогресса стала одной из центральных для представителей субъективной социологии? Охарактеризуйте взгляды на прогресс, принадлежащие Лаврову, Михайловскому, Карееву, Южакову.
|
|
10 Почему социологическое учение Лаврова и Михайловского пользовалось большой популярностью в российском обществе в 1860—1880-е гг.?
11. Можно ли утверждать, что субъективное направление и есть национальная россий
ская социология? Аргументируйте свои суждения.
12. Почему, на ваш взгляд, традиции субъективного направления не получили заметно
го развития в российской социологии XX в.?
13. В чем вы видите значение субъективного направления в российской социологии?
14. В чем вы усматриваете связь между субъективным и психологическим направлени
ями в российской социологии?
15. Охарактеризуйте социологические взгляды Е.В. де Роберти. Почему его считают на
иболее видным представителем психологического направления в российской соци
ологии?
16. Как вы оцениваете попытки де Роберти найти синтез субъективной и объективной
социологии, психологического направления и позитивизма?
Литература
Де Роберти Е.В. Современное состояние социологии // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.
Де Роберти Е.В. Задачи социологии // Там же. М., 1997. Вып. 2.
История социологии. Минск, 1993.
Кареев Н.И. Происхождение социологии. О. Конт как основатель социологии. Взгляд ' на современное состояние социологии. Позитивизм в русской литературе // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.
Кареев Н.И. Основы русской социологии. М., 1996.
Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.
Лавров ПЛ. Философия и социология // Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 2.
|
|
Лавров П.Л. Позитивизм и его задачи // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.
Лавров ПЛ. О методе в социологии // Там же. М., 1997. Вып. 2.
Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. Гл. 5.
Миненков ГЯ. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
Михайловский Н.К. Герои и толпа // Избр. труды по социологии: В 2 т. СПб., 1998.
Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
Хвостов В.М. Русская субъективная школа // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.
Южаков СМ. Задачи социологии. Субъективный метод в социологии // Там же. М., 1997. Вып. 2.
Глава 16
Позитивизм и натурализм в российской социологии
§ 1. Жизнь и творчество М.М. Ковалевского
В двух предшествующих главах говорилось о том, что позитивизм был очень влиятельным направлением в российской социологии. Рассматривая взгляды П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, мы доказывали, что они испытали на себе сильное влияние идей О. Копта, Г. Спенсера, да и в целом принципов позитивизма (хотя далеко не со всем и не всегда соглашались, более того, полемизировали и подвергали критике некоторые его положения). Творчество этих российских мыслителей вполне могло быть отнесено к позитивистскому течению, несмотря па го, чю характеризовалось в рамках субъективного направления социологии. Обратим вновь внимание, что среди особенностей российской социологии в теориях отдельных се представителей имеет место наличие взглядов и идей, относящихся к различным направлениям этой пауки. В данной главе мы еще раз найдем подтверждение указанной выше особенности, в частности, при рассмотрении творчества М.М. Ковалевского, которого считают в литературе представителем и объективной социологии, и позитивизма.
Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) родился в Харькове в состоятельной дворянской семье. Окончил в 1872 г. Харьковский университет, затем продолжал образование в Западной Европе (1873—1877), где готовился к магистерскому экзамену. За границей познакомился и систематически встречался с Г. Спенсером и К. Марксом, российскими позитивистами Г.Н.Вырубовым, П.Л.Лавровым и Е.В. де Роберги, активно включился в позитивистское движение. В 1877—1887 гг. стал профессором Московского университета. Выезжал за границу для преподавания права, истории и социологии. Стал неформальным лидером молодой московской профессуры, а его лекции пользовались колоссальным успехом у студентов и коллег.
Деятельность Ковалевского вызывала серьезные нарекания со стороны властей, в конечном счете без всяких объяснений он был уволен из университета. Затем в течение 17 лет преподавал за рубежом в ведущих университетах Европы и США. В Париже стал одним из основателей Высшей русской школы общественных паук и се лектором. В 1905 г. вер-
Глава 16. Позитивизм и натурализм в российской социологии
иулся в Россию, преподавал в ряде вузов Петербурга (университете, политехническом и психоневрологическом институтах). Стал депутатом первой Государственной думы, активно включившись в политическую деятельность. Был членом Государственного совета. В 1914 г. его избрали академиком Российской академии наук. В 1909—1916 гг. издавал журнал «Вестник Европы». Пользовался в стране непререкаемым авторитетом и i ромадной популярностью. Его смерть была воспринята интеллигенцией России как национальная утрата.
Социологическое творчество Ковалевского чрезвычайно разнообразно. Оно включает в себя анализ места и роли социологии в жизни общества и ее соотношения с другими науками, характеристику сравнительно-исторического метода, теорию прогресса в контексте генетической социологии, учение о факторах общественного развития и его закономерностях. Основные труды по социологии: «Теория заимствования Тарда» (1903), «Этнография и социология» (1904), «Современные социологи» (1905), «Социология» (в 2 т., 1910), «Развитие социологии на Западе и в России» (1913). В современной России недавно был издан двухтомник социологических работ Ковалевского [Ковалевский. Соч.: В 2 т. 1997].
|
|
Предмет и метод социологии
Будучи сторонником и последователем Конта и Спенсера, Ковалевский ирипимаеч общую позитивистскую трактовку предмета и задач социологии как науки. Он считает, что даже спустя три четверти века после того как Копт впервые дал понятие социологии, его позиция не устарела. Главным в ней является признание порядка и прогресса человеческого общества как нредмета этой науки. Сам Ковалевский в своей двухтомной «Социологии» так определяет ее предмет: «Социология, в отличие от истории, необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи — раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой» [Ковалевский. 1997. Вып. 2. С. 20]. Вмес-ге с тем, он вводит некоторые уточнения в контовскос понимание предмета социологии (на основании работ других авторов), полагая, что вместо порядка лучше говорить об организации, а вместо прогресса точнее использовать термин «развитие».
Большое внимание Ковалевский уделяет рассмотрению вопроса о соотношении социологии с другими науками, в первую очередь с историей, затем — с философией, этикой, психологией, биологией, этнографией, статистикой, политэкономией, государствоведением. Смысл подхода российского ученого к этому соотношению базируется на соблюдении правил «обмена услуг»: «...конкретные пауки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опирать
Часть I. Классический этап
свои эмпирические обобщения на те общие законы существования и ра вития, какие призвана установлять социология как наука о порядке прогрессе человеческих обществ...» [1997. Вып. 2. С. 39].
|
|
С самых первых шагов своего научного творчества Ковалевский проя лял громадный интерес к сравнительному анализу изучаемого материала ] вместе с тем, к историческим явлениям и процессам. В итоге это привело его'] к использованию в качестве одного из основных методов научного исследования сравнительно-исторического. Суть его — в параллельном изучении < общественной эволюции различных народов, как древних, так и современных, на основе которого возможно дагь общую формулу поступательного ' движения общественной жизни.
При этом Ковалевский говорит о необходимости эмпирической проверки любых выводов, полученных в ходе использования сравни гельно-исторического метода. Поскольку оно возможно лишь на основе обнаружения определенного сходства в общественной жизни народов, его волновали источники этого сходства. Он отмечал наличие четырех таких источников: а) чистую случайность, б) единство происхождения, в) заимствование и подражание, г) общность культурных условий и стадий развития. Сходство четвертого типа представляет для социолога, по мнению Ковалевского, особый интерес.
Помимо сравнительно-исторического метода, российский ученый говорил об использовании и других, тесно связанных с ним, способов и приемов анализа. Он писал о «методе пережитков», который базируется на наличии в поздних социально-культурных формах следов предшествующих форм и порядков. Изучая эти остаточные формы («пережитки»), социолог может делать выводы о предшествующих стадиях развития. Еще один «близкий» к этому метод — этнографический, связанный с изучением жизни и быта народов. Но ни один из названных методов, включая и статистический, полагал Ковалевский, не способен решить проблем социологического анализа сам по себе, без взаимосвязи с другими.
Чтобы сравнительно-исторический метод был эффективно использован, необходимо соответствие его ряду требований: 1) основа для сравнения и сопоставления социальных фактов должна быть максимально широкая, включая не только европейские страны, но и США, страны Азии и Африки; 2) сравнение должно базироваться на представлении о системном характере общественной жизни, предполагающем взаимосвязь всех ее сторон; 3) необходимо использовать материалы, предоставляемые всеми науками в отношении анализа интересующей проблемы, при этом они должны быть сопоставлены с целью обнаружения в них повторяемости; 4) наконец, на основании применения сравнительно-исторического метода следует стремиться к выявлению общих закономерностей развития и получению практических рекомендаций, направленных на улучшение управления процессом укрепления человеческой солидарности.
Птава 16 Позитивизм и натурализм в российской социологии
Генетическая социология и теория прогресса
(' использованием сравнительно-исторического метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу по теории эволюционного развития. «Генетической социологией, — писал он, — называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия,! осударство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того лее понятия дозволенных действий в противоположность дейст-ниям недозволенным» [1997. Вып. 2. С. 361]. Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса.
Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ко-иалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.
Делая акцент на солидарности, российский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным «искусственным перерывом». Если правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему.
Рассматривая в рамках генетической социологии социальную эволюцию, Ковалевский исследовал ее этапы и фазы, начиная с древнейших. При этом он сам был непосредственным участником полевых исследований обычаев и нравов народов Кавказа. Занимая должность профессора Московского университета, ученый три года подряд летом ездил туда с этнографическими экспедициями; полученный материал был им прекрасно описан и использован в работе «Генетическая социология как учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности» (1910).
Ковалевский анализировал в рамках историко-сравнительного исследования основные организации и институты эволюции, где первым зна-
Часть I. Классический этап
чился род, затем — семья и, наконец, община. Он выделял три вида общины: родовую, семейную, сельскую. В отличие от многих российских социологов, Ковалевский рассматривал общину как исторически обреченную социальную форму жизни. Но он не считал нужной ее насильственную ломку, тем более что в ней он видел образец социальной солидарности.
На смену сельской общине приходит следующий этап социальной эволюции — феодальная организация общественной жизни, которая заменяется капитализмом. Рассматривая социальную эволюцию сквозь призму ее; основных этапов, социолог обращался к анализу изменений во всех основных подсистемах общественной жизни — экономической, политико-правовой, нравственно-духовной. Он доказывал, что каждой стадии.жопомичес-1 кой эволюции соответствует определенная политическая форма и связанное с ней нравственное регулирование. Например, родовой стадии экономической эволюции соответствует племенное княжество, феодаль-1 пой — сословная монархия и характерные для них нормы морали.
Теория факторов
С анализом эволюционных процессов общества тесно связанной оказалась проблема факторов, влияющих на них. Она вообще была традиционной для российской социологии. Суть проблемы формулируется следующим образом: существует ли один, главный фактор, определяющий социальные процессы, их ход, структуру, трансформации или речь должна идти о целом ряде причин (факторов), их обусловливающих. Ковалевский в своих работах делал акцент на втором подходе и тем самым обосновывал принцип плюралистической социальной причинности.
Он полемизировал с представителями ряда течений и направлений российской социальной мысли, отстаивавшими монистический подход и подчеркивавшими определяющую роль в общественной жизни какого-либо одного фактора. Это были в первую очередь сторонники географического направления, органицизма, экономического материализма. Так, рассматривая экономический материализм, Ковалевский писал, что его представители не стремятся вскрывать зависимость экономического развития, производства, техники от процессов умственных, нравственных, религиозных. Он выступал против того, чтобы все задачи социологии сводить к решению «уравнения с одним неизвестным», т.о. искать один определяющий фактор. В этой связи представляет интерес следующее его суждение: «... говорить о факторе, т.е. о центральном факте, увлекающем за собой все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловливают преимущественно ее течение» [Ковалевский. Соч. 1997. Т. 1. С. 22-23J.
Вместе с тем, все это не означает, что сам социолог не стремился видеть среди факторов социального развития более значимые и менее значимые. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социальный прогресс,
Глава 16 Позитивизм и натурализм в российской социологии
для него всегда выступал демографический, позволявший обнаруживать зависимость между ростом народонаселения и формами экономической жизни. Рассматриваемый фактор он, с целью его глубокого анализа, изо-шропал, выделял из других, но, что называется, «не зацикливался» на нем, а выстраивал целую цепь других, касающихся различных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных процессов. Эта цепь г. одном из вариантов выглядела так: рост населения — плотность населения — формы производства — распределение и порядок влечения — социальный порядок и т.д. В обозначенном подходе и состоял смысл плюралистической модели Ковалевского.
Методология миогофакториого анализа того или иного эволюционно-ю процесса с i роилась российским социологом по следующей схеме: 1) определялся ведущий фактор (главная причина) эволюции анализируемого объекта; 2) для обоснования этого определяющего значения использовались различные методы (сравнительно-исторический, статистический, этнографический и другие); 3) выявлялись иные факторы, клиявшие па эволюционный процесс; 4) устанавливалась иерархия этих факторов. Отсюда, считал ученый, нужны в первую очередь не схемы, а монографические, всеобъемлющие, широкие исследования тех или иных эволюционных процессов.
Идея плюрализма в социологии была не новой. Она формулировалась еще О. Коптом и Г. Спенсером. Но у Ковалевского эта идея получила наиболее полное воплощение. Он не только утверждал, что социологическое исследование социальных процессов требует учитывать множество фак-юров и связей между лими, по и последовательно реализовывал этот принцип в своих работах.
Значение социологического творчества Ковалевского нельзя недооценивать. Он выступил против субъективизма в социологии, обращая внимание па необходимость открывать объективные законы и тенденции социальною развития, исследовать причины совершенствования общества, его устойчивости в разные эпохи. Как никто другой, он доказал наличие тесной связи между социологией и историей. В глазах современников Ковалевский был социологом среди историков и историком среди социологов. У пего учились и считали себя сами его учениками многие видные и даже выдающиеся впоследствии социологи и экономисты: П.А. Сорокин, Н.Д.Кондратьев, К.М. Тахтарев. Несмотря на то, что долгие годы Ковалевский жил и творил за пределами России, он всегда оставался российским социологом, стремившимся, с одной стороны, придать отечественной науке европейские формы, с другой — развивать в ней многочисленные направления исследований, касающиеся чисто национальной проблематики. Вместе с тем до конца жизни он оставался верным принципам позитивистского эволюционизма и теории многофакторного развития общества.
Часть I. Классический этап
§ 2. Органицизм в российской социологии
Также как и позитивизм, натурализм составлял содержание раннего эта па развития социологии. Одной из его основных форм стал органицизм Органическое течение в российской социологии было характерным для 1860—1870-х гг., а его наиболее яркими представителями справедливо считаются Александр Иванович Стронин (1826—1889) и Павел Федорович Лилиенфельд (1829-1903).
Творчество А. И. Стронина
А.И. Стропин окончил историко-филологический факультет Киевского* университета, активно занимался просветительской деятельностью. За так* называемый «украинский сепаратизм» был сослан в административную ссылку в Архангельскую губернию, где находился в период с 1863-го по 1869 гг. Стронин изложил свое учение об обществе в работах «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «История общественности (1886).
Он полагал, что учение об обществе должно быть подобно учению о биологической природе или, точнее, учению о биологическом организме. Основной метод, который следует применять при изучении общества, — метод «социального естествознания». Смысл этого метода — трансформировать, переносить в обществоведение готовые и известные законы и аксиомы естественных наук. Если по отношению к природному миру действует, к примеру, закон тяготения, то применительно к обществу он будет проявлять себя как закон стремления к единению и взаимодействию.
Рассматривая общество как некую целостность, единый организм^ Стронин изображал его в виде пирамиды, в которой существуют три яруса (класса): нижний (большинство общества, земледельцы, ремесленники), средний (капиталисты), высший (меньшинство общества, аристократия, судьи, законодатели, власть). Каждый социальный слой, по его' мнению, реализует в своей деятельности те или иные конкретные задачи (по аналогии с биологическим организмом). Так, исключительной зада-' чей аристократии является создание нравственных и интеллектуальных1 ценностей. В каждом обществе, как и в биологическом организме, существует определенный запас, ресурс сил, который рано или поздно должен иссякнуть. Социальный организм представляет собой высший тип биологического организма. Калсдой части тела, каждому органу, нерву, мускулу и т.д. соответствуют аналогичные общественные органы.
Несмотря на определенную упрощенность (кто-то скажет — примитивность) такой аналогии, она позволила Стронину одним из первых в социологии осуществить попытку структурно-функционального анализа общества, рассмотреть его как взаимосвязанную совокупность элементов, зависящих и влияющих друг на друга, выявить пути достижения согласия между ними, социального равновесия. Аналогия с биологическим ор-
Глава 16 Позитивизм и натурализм в российской социологии
ганизмом привела ученого к социальному структурированию, выделению U обществе определенных социальных классов, групп и слоев.
Находясь под влиянием западноевропейского позитивизма и натурализма, Стронин выделяет и рассматривает три общих закона функционирования и развития общества («социального тела», как в ряде случаев он (ч о называет): общий биологический закон, общий социологический закон и общий политический закон. Первый определяет условия жизни и смерти всякого общества. Он связан с выявлением периодов существования, развития, застоя, вырождения и смерти всякого общества. Все эти состояния определяются соотношением сил организма — общества и его среды. Вопрос в том, что перевешивает, выглядит явно сильнее: если организм — он оказывается в состоянии развития, если среда, то он деградирует.
Общий социологический закон выступает у Стронина как закон соедине-11 ия и разделения труда. Его действие определяет социальную иерархию в обществе, соотношение классов и групп. Интерес здесь представляет попытка мыслителя доказать, что процесс изменения и развития состоит из движения не вперед и назад (либо вправо и влево), а в глубину и в высоту. Влияют на >го движение прежде всего субъекты социальных колебаний — общественные партии. В качестве типичных он называет радикалов, либералов, консср-наторов, ретроградов, обскурантов (мракобесов, враждебно относящихся к прогрессу, просвещению, науке). С точки зрения общего социологического.«кона Стронин рассматривает причины болезней общества и видит их в нарушении социального равновесия, норм социальной иерархии. Чтобы этого не было, необходимо вырабатывать и соблюдать правила «социальной гигиены». Из общего контекста его учения со всей очевидностью вытекает, что он был ярым противником революций, радикальных изменений, переворотов и сторонником нормального, спокойного хода событий с помощью реформ.
Третий — общий политический — закон (закон «впечатления и рефлексии») направлен на характеристику реального социального взаимодействия между людьми и определение его «продуктов». Речь идет о выявлении последствий политических процессов, связанных с развитием права, нравов, гражданских возможностей. Рассматривая действие этого закона, Стронин обращает особое внимание на формирование среднего класса (вспомним среднее звено его пирамиды) и связывает действие закона прежде всего с ним. Будущее России, по его мнению, зависит от этого класса, интеллигенции, а также состояния просвещения и образования.
Социологические идеи П.Ф. Лилиенфельда
Идеи органицизма получили свое отражение также в работах П.Ф. Лилиенфельда, не только исследователя, но и видного государственного деятеля России (он был сенатором, вице-губернатором С.-Петербурга, губернатором Курляндии). Основная работа, опубликованная на русском языке, — «Мысли о социальной науке будущего» (1872).
Часть I. Классический этап
Задачу социологии как науки Лилиепфсльд видел в исследовании социальных и духовных процессов на базе знания биологических законе Он ставил цель изучить воздействие этих процессов на основные форл деятельности в обществе, которое он определял как прямое 'продолжен| жизни природы в виде наиболее совершенного живого организма. Сами < ществепные явления, по его мнению, определяются психикой человека.
В работе «Мысли о социальной пауке будущего» ее автор задавал во-' прос:«... к какой области человеческого знания относится социология; наука" ли она по преимуществу умозрительная или же реальная?». Отвечая па него, он писал: «Если человеческое общество входит в состав окружающей нас природы, то социальная наука должна составить часть естествознания и к ней должен быть применен метод индуктивно-опытный; если напротив того общество основано преимущественно на началах нравственно-духовных,, то социальная наука должна быть причислена к наукам умозрительным и к, ней должен быть применен метод дедуктивно-синтетический» [1997. С. 7]. Для социолога приемлемым оказывается первое «если», а для социологии как науки применим лишь индуктивный метод.
Что нужно, чтобы общество стало предметом социологической) изучения? «Для этого необходимо, — пишет П.Ф. Лилиепфельд, — чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию» [Там же.].
Он часто проводил прямые аналогии между обществом и живым организмом, утверждал, что общество состоит из клет ок — человеческих инди видов — так же, как из них (клеток) состоит любой живой организм. Мея ду клетками существует «междуклеточная ткань», которая представляй собой естественную среду (климат, почва, полезные ископаемые) и все т| что создали сами люди (мы могли бы назвать это «второй природой»).
Развитие общества характеризовалось Лилиенфельдом в рамках nd нятий, присущих живым организмам и типичных для них (рождени| рост, смерть, болезни и т.д.). Отдельные общественные структуры такя имели аналогии с биологическими органами: например, правительств рассматривалось как мозг с точки зрения выполнения им своих осповньй функций, экономическая сфера оказывалась аналогичной системе крове) обращения, право играло роль нервной системы. Экономическая и ноль тическая деятельность в обществе отождествлялась с физиологической | морфологической деятельностью живого организма.
Говоря об органицизме Лилиснфельда, нужно иметь в виду «ирисв(| ение» им обществу всех основных черт организма: его целостности единства и взаимосвязи органов, их специализации на выполнении о4 дельных функций, накопления запасов и потенциальных сил и т.д. Та_ ким образом, органицистский подход у него был еще более выражен, че|
Глава 16. Позитивизм и натурализм в российской социологии
V Г. Спенсера (не говоря уже о А.И. Стронине). Вполне понятно, что при шком подходе социолог излагал теорию общества в понятиях «социальной физиологии».
Поскольку социолога постоянно волновало состояние социального организма, он не мог по ставить вопросы о его социальном здоровье и социальных болезнях. И здесь мы встречаемся с постоянными аналогиями между обществом и организмом. Болезни общества сравнивались с состоянием людей, характеризующихся различными заболеваниями: больная.жопомика рассма! риналась как слабоумие, больное правительство — как паралич, больное право — как бредовое состояние. В этом контексте основное впимапие Лилиепфельд уделял проблемам предотвращения бо-мезпей, т.е. терапевтическим мероприятиям, к которым необходимо постоянно прибегать обществу и власти.
Главное - не доводи! ь дело до разложения и распадения частей (точь-в-точь как в организме), иначе наступит смерть. Поскольку разложение в обществе вызывается как внутренними, гак и внешними факторами, требуется постоянное отслеживание и внимательное наблюдение за их действием. Здесь значительную роль играют степень организованности общества, его культура и образованность, знания, существующие в нем и являющиеся достоянием широких социальных слоев.
Как и все российские социологи, Лилиенфельд обращался к идее прогресса и его критериев. Главный среди них — мера свободы общества (даже не индивида!), под которой понималась и экономическая, и политическая, и правовая свобода действовать властям от его имени в целях укрепления социального организма.
§ 3. Географическое направление в российской социологии. Социологические представления Л.И. Мечникова
Одним из весьма распространенных направлений натурализма в российской социологии было географическое. Это обстоятельство имело ряд причин. Главной среди них было, по всей видимости, геополитическое положение России. Рассмотрим основные позиции географического направления, или географического детерминизма, как его часто называют в литературе, па примере творчества Льва Ильича Мечникова (1838—1888).
Он родился в Петербурге, в дворянской семье, детство провел в Харькове. Получил медицинское образование, характерное для его семьи (брат Л.И. Мечникова, И.И. Мечников был знаменитым врачом и биологом). Знал более 10 иностранных языков. Служил переводчиком, торговым агентом в странах Ближнего Востока, что позволило ему детально изучить их историю и использовать полученные материалы при написании главного труда жизни — «Цивилизация и великие исторические реки» (опубли-
278 Часть I. Классический этап
кована после смерти автора сначала на французском языке, почти чере i 10 лет — на русском).
Мечников много путешествовал, участвовал в революционной борьбе гарибальдийцев в Италии. В течение двух лет жил в Японии, где занимался организацией университета (в этой стране до сих пор о нем вспоминают с благодарностью). Последние годы жизни провел в Швейцарии, в Не-вшательской академии, где преподавал сравнительную географию и статистику. Помимо названной выше книги, для социологии представляют интерес еще две его работы: «Вопросы общественности и нравственности» (1879) и «Школа борьбы в социологии» (1884).
Для Мечникова социология была наукой, изучающей явления солидарности. Ее установление и развитие в обществе было основным критерием прогресса. Солидарность, но его мнению, выступала в различных формах кооперации в зависимости от того, была она добровольной или осуществлялась по принуждению. Отличие здесь имело место в связи с разной степенью свободы индивидов. Чем выше мера свободы, тем добровольнее кооперация между людьми. Вместе с тем, добровольная кооперация обеспечивала более высокий уровень свободы человека.
Солидарность в обществе вытесняла борьбу за существование, характерную для живой природы. Солидарность рассматривалась Мечниковым в рамках теории эволюции и развития органического мира. Здесь он проводил определенные аналогии между солидарностью в обществе и солидарностью в живой природе Однако в целом российский ученый выступал против сведения социологических законов к законам природы и считал недопустимым основывать социологию на дарвиновском законе борьбы за существование — точно так же, как немыслимо разрешить вопрос о солнечных пятнах на основании теоремы Пифагора. Использование биологических законов не дает возможности объяснить с их помощью социальные явления и процессы, равно как механические законы не позволяют понять особенности органического мира.
Мечников считается по праву создателем одной из наиболее оригинальных концепций географического детерминизма. Он стремился рассмотреть историю человечества в целом, а историю развития отдельных обществ — сквозь призму влияния на них географической среды. Причем это влияние, по его мнению, имеет скорее опосредованный, чем непосредственный характер. Он не старался (как некоторые представители географического направления, например Г. Бокль или Ф. Ратцель) выявлять прямое воздействие географической среды на психологию и поведение человека. Смысл подхода Мечникова — в показе этого влияния на социальную жизнь, в которой происходит формирование личности. Он считал, что «... различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них верховенство над (другими народами» [Мечников. 1997. С. 275.].
t
Глава 16 Позитивизм и натурализм в российской социологии 279
Среди многих факторов воздействия географической среды на эволюцию общества и его историческое развитие он выделял как наиболее значимый иодный фактор, гидросферу. Все цивилизации в истории человечества возникали на берегу рек, морей и океанов. Они определяли развитие человеческой культуры, ее содержание и особенности. Мечников не пытался вывести черты человеческого характера из ландшафта, специфики водной среды и др. Но он доказывал, что эта среда приводит к необходимости солидарности между людьми, установления отношений кооперации, без чего ни одно обще-(! во не сумело бы выжить. Жизнь вдоль рек (а затем на берегах морей и океанов) требовала от людей объединения их труда. Необходимо было возводить дамбы, рыть каналы, иначе люди столкнулись бы с большими i [роблемами. Реки, моря, океаны были кормильцами и врагами одновременно. Людям, а потом и странам нужно было объединять свои усилия, кооперироваться для использования всего положительного потенциала гидросферы и защищаться от действия стихийных факторов, с ней связанных.
Мечников выводит закон грех фазисов исторического развития. Пер-иый связан с речной эпохой (четыре древнейших великих культуры — египетская, ассиро-вавилонская, индийская и китайская — возникли на берегах рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы). Второй фа-,шс связан с морской (или Средиземноморской) эпохой (финикийская, греческая, римская культуры возникли на морском побережье). Наконец, третий — с океанической эпохой, являющей собой новое время. «Это разделение человеческой истории, — пишет Мечников, — представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует также и трем последовательным фазисам социальной эволюции и трем восходящим ступеням органической эволюции в природе» [Там же].
В историю российской социологии Мечников вошел как ученый, попы-[авшийся на интересном и оригинальном материале связать развитие общества, его различных сфер (в первую очередь материальной) с воздействием на него географической (прежде всего гидрологической) среды. Несмотря па определенный натурализм и известную односторонность в трактовке социального процесса, выразившуюся в явном гипертрофировании роли одного его фактора, такой анализ позволил ему весьма своеобразно обосновать идею поступательности и эволюционное™ социального прогресса и выявить некоторые важные закономерности общественного развития.
§ 4. Социологические взгляды Н.Я. Данилевского
К начальному этапу российской социологии (1860—1890-е гг.), характеризующемуся доминированием позитивизма и натурализма, можно с определенной долей условности отнести творчество Николая Яковлевича Данилевского (1822—1885). Он окончил Царскосельский лицей, затем физико-математический факультет Петербургского университета. Науч-
Часть I. Классический этап
иыс интересы его были достаточно широки и включали изучение статш тики, этнографии, широких социальных проблем и даже... ботаники, кли матологии и ихтиологии. Основная работа Данилевского - «Россия и Ен роиа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мири к ромапо-германскому» — писалась в 1865—1868 гг. и была опубликован,! в 1869 г. Переиздание этой книги было осуществлено в 1991 г. |Данилеи ский. 1991]. Еще одна крупная двухтомная работа, посвященная критике теорий Ч. Дарвина, — «Дарвинизм» — осталась незаконченной.
Социологические воззрения Данилевского отличались заметным своеобразием, их трудно отнести к конкретному направлению. Так, он считал, что существование какой-либо целостной и с i ройной теории об щества невозможно в связи с тем, что социальные обьекты оказываются очень разными. Поэтому должна иметь место не единая общая теория, ,\ лишь сравнительная трактовка разных типов обществ. Отсюда общест вознанис может (и должно) быть исключительно национальным по сво ему характеру.
В основе этого положения лежит представление об обществе как сово кушюсти (сумме) национальных социальных организмов, развивающих ся по собственным законам и относительно устойчивых но отношению к окружающей их и изменяющейся среде. С такой позицией связана и кри тика дарвинизма, доказывавшего генетическое родство форм и видов, и\ единство и наличие исходной базы для всего живою. Данилевский полагал, что в обществе, как и в живой природе, не существует «общего знаменателя». Все виды живой природы и общественные формы являются, по его мнению, исключительно самобытными.
Одна из основных особенностей социологических взглядов ученого состояла в том, что, в отличие от господствовавшего в российской социологии эволюционизма, они характеризовались антиэволюциопизмом. Об этом свидетельствовало его главное теоретическое детище — концепция культурно-исторических типов. По его мнению, история человечества не является единой целостностью, а «складывается» из крупных форм (в определенной мерс аналогичных организмам). Эти формы и есть культурно-исторические типы. Они имеют обособленный, локальный характер, структурны, внутри каждого происходит собственное движение. Также типы характеризуется своеобразием социального, религиозного, бытового, политического, научного, промышленного, художественного развития. По существу, культурно-исторический тип — это совокупность взаимосвязанных признаков крупного социального организма, характеризующегося в качестве основного интегративного показателя национальной культурой.
Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть. Данилевский рассматривает эти стадии как четыре периода в развитии типа: этнографический, государственный, цивилизационный, период конца культу-
Глава 16 Позитивизм и натурализм в российской социологии
I вы. В течение первого создается запас сил для будущей активной деятельности народа, складывается национальный характер. Второй период — государственный - состоит в строительстве сильного государства как условия независимого самобытного развития. Третий, самый короткий, заключается it культурном творчестве в рамках цивилизации и постепенных растратах накопленного запаса. Наконец, четвертый означает возникновение неразрешимых противоречий и гибель культурно-исторического типа.
Данилевский называет и исследует 10 основных культурно-исторических типов: египетский, ассиро-вавилонский, индийский, китайский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский (германо-романский). Особое место занимает славянский тип. Все они выполняют в истории общества очень важную роль, обеспечивая его прогресс. Хоть Дани-исвский и говорит об относительно автономном развитии культурно-исторических типов, тем не менее он видит и преемственность между некоторыми и.) них; не случайно он разделяет их па «уединенных» и «преемственных». Историю общества социолог рассматривает как историю борьбы культурно-исторических типов между собой и с окружающей средой.
В основе развития каждого исторического типа лежит культурная деятельность (культура), которая включает в себя четыре главных вида, конкре-i изирующих ее. Во-первых, это религиозная деятельность, составляющая основу нравственной деятельности; во-вторых, это политическая деятельность, пьтражающая взаимоотношения людей как членов народного целого; в-тре-i ьих, это общественно-экономическая деятельность, в которой проявляются отношения людей к предметам внешнего мира и условиям пользования* им и; наконец, в-четвертых, это собственно культурная деятельность в строгом и узком смысле слова, в которой находят свое выражение отношения людей к науке, искусству, промышленности.
На основе такого подхода к культуре Данилевский, рассматривал названные выше культурно-исторические типы. По его мнению, они могут быть одноосновными (если в основе типа - какой-либо один вид культурной деятельности), двухосновными (если два вида), трехосновными (если три). Лини» славянский тип является четырехосновным, поскольку в нем «присутствуют» все четыре вида культурной деятельности и впер-пые — общественно-экономический, который не был присущ ни одному из названных 10 культурно-исторических типов. Этим самым Данилевский стремится доказать исключительность славянского типа и его самый высокий уровень в сравнении с другими.
Славянский культурно-исторический тип, по мнению социолога, наиболее ярко был воплощен в русском народе. Идеи славянофильства автор концепции доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения славянского типа. Не случайно либеральная социологическая критика в России (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев) увидела в
Часть 1. Классический этап
этом учении отход от гуманистических традиций российской обществен' ной мысли и культуры.
В концепции Данилевского ставится вопрос об общественном про1 грсссе. Есть ли он? По всей видимости, да, только понятие прогресса у ав' тора достаточно специфично. В соответствии с его точкой зрения «про1 гресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях...» [Данилевский. 1991. С. 87] Следовательно, каждый культурно-исторический тип вносит свою лепту в общий прогресс человечества.
Работы Данилевского представляют собой одну из первых и оригинала ных попыток предложить новый подход к пониманию истории как нели1 нейного многовариантного процесса и дать социологическую трактовку не1 которым его аспектам. Далеко не все и во времена создания концепции, и сегодня в этой попытке устраивает. Но она дала толчок для теоретикО1 социологического исследования исторического процесса в рамках особогс подхода, который впоследствии неоднократно применялся мыслителями
Вопросы и задания
1. В чем сосюяли причины популярности позитивистской социологии в российское
обществе второй половины XIX в.?
2. Какие разновидности позитивистской социологии получили наибольшее распрост
ранение в России? Почему?
3. Как бы вы могли охарактеризовать роль М.М. Ковалевского в развитии российско:
социологии? Какие основные проблемы социологии он разрабатывал?
4. В чем суть генетической социологии Ковалевского? Почему она тесно связана с а
теорией прогресса?
5. Раскройте существо теории факторов Ковалевского. В чем состоит отличие социо|
логического плюрализма от социологического монизма?
6. Какие методы изучения общества использовал Ковалевский? Почему его назыв;
историком в социологии и социологом в истории?
7. Почему в России в рамках натурализма получили развитие органицизм и географа
ческое направление, а не социал-дарвинизм и расово-антропологическое направлю
нис?
8. Охарактеризуйте социологические взгляды А.И. Стронина и П.Ф. Лилиенфельда.
9. В чем состоит оригинальность концепции географического детерминизм
Л.И Мечникова?
10. Почему социологическую концепцию Н.Я. Данилевского трудно отнести к какому
либо одному конкретному направлению в социологии? Раскройте содержание ег
социологических идей.
11. Благодаря чему позитивизм стал магистральным направлением развития россий
ской социологии во второй половине XIX — начале XX в.?
12. Сравните позитивистские взгляды и идеи О. Копта, Г. Спенсера и других западно
европейских авторов и их российских коллег. Что вы вынесли из этого сравнения!
иян
J
Глава 16. Позитивизм и натурализм в российской социологии
Литература
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М, 1991.
История социологии. Минск, 1993.
История теоретической социологии: В 4 т. М.,.1997. Т. 1.
Ковалевский ММ. Природа социологии. Отношение ее к философии истории, этике и психологии. Социология и учение о социальной жизни животных. Социология и статистика. Понятие генетической социологии и ее метод // Социология в России
XIX - начала XX веков: Тексты. М„ 1997. Вып. 2.
Ковалевский ММ. Социология на Западе и в России. Две жизни. Географическая школа в социологии // Там же. М., 1997. Вып. 1.
Ковалевский ММ. Сочинения. В 2 т. СПб., 1997.
Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.
Кцлтыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
Нилиенфелъд П.Ф. Социология // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.
Мечников Л.И. Великие исторические периоды // Социология в России XIX — начала
XX веков: Тексты. М., 1997. Вып 1.
Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
Глава 17
Неокантианство в российской социологии
§ 1. Общая характеристика направления
На рубеже XIX—XX вв. в теоретической мысли России получило широ| кое распространение неокантианство. Идеи Г. Рикксрта и В. Випдельбан! да, наиболее ярких его представителей, относительно специфики соци| ального познания и необходимости использования теории ценностей нашли благодатную почву среди российских социальных мыслителей — 1 историков, философов, правоведов, полит.жономов, социологов, которые; привнесли немало своего в трактовку общества и различных с юрой его] жизни. Суть проблемы состояла в том, как осуществля i ь обобщающее со-j циальное познание, когда в общественной жизни все имеет ипдивидуаль| ный характер.
В российской социологии неокантианство отличал ряд особенное гей Прежде всего, его появление было связано не только с общими причина ми научного интереса к нему, по и с положением дел в самой социологи» где господствовали позитивизм и натурализм. Некоторые социологи вь ступили против сближения социологии с естествознанием, против иссле дования общества с помощью естественно-научных меюдов, утвержда что у социальной науки должны быть свои особые подходы к изученш] реальности, свои методы познания.
Отсюда — неокантианская критика ситуации в социальной паую признание ее кризиса в области методологии. Речь шла о том, ч го позити вистская и натуралистическая социология, опираясь лишь на факты, и| наблюдение, фиксацию, описание и объяснение, неспособна понять, чт за ними скрывается. Этот кризис усугубляется тем, считали нсокантиан цы, что стремление социологов к целостному охвату общества приводил к забвению его отдельных сторон, в первую очередь человеческого пов^ дения, игнорированию его культурно-ценностного аспекта. Цель и(дования, утверждали они, состоит не в объяснении явлений, а в их оцег] ке, осуществляемой с учетом прежде всею абсолютной ценпост нравственного долженствования. Таким образом, па передний план вь двигалась ценность личности. Что же касается различных проектов сощ| ального переустройства общества, то их следует оценивать с точки зренЕ
Глава 17 Неокантианство в российской социологии
■•личносч ной» направленности, т.е. возможности использовать результа-i ы общественных преобразований для совершенствования личности.
Отсюда становится понятной еще одна особенность российской неокантианской социологии — ее психологизма, акцента па изучении социально-психологических взаимодействий, к которым зачастую сводилась ися социальная реальность. Неокантианство в социологии было связано с се психологическим направлением гораздо более тесно, чем с другими течениями социологической мысли России.
Если общество, по словам одного из наиболее известных российских социологов неокантианского направления П.И. Новгородцева, существует юлько в лицах в качестве единственной социальной реальности, то отношения между ними, неизбежно приобретающие нормативный характер, должны соответствующим образом изучаться. Так возникает еще одна особенность российского социологического неокантианства — повышенное цнимание, уделяемое ключевой категории — норме. Не случайно среди пред-сгавителей этого направления оказалось много очень известных российских правоведов: Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Пстражицкий, 15.М. Хвостов. Обратимся к характеристике их социологических взглядов.
§ 2. Социологические воззрения В.М. Хвостова
В.М. Хвостов (1868—1920), известный российский социолог, правовед, историк, окончил юридический факультет Московского университета, с 1889 по 1911 гг. был профессором этого же университета. В 1911 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против ущемления правитсль-пвом университетской автономии. Вернулся в университет в 1917 г. Основные работы, в которых рассматривались проблемы социологии: «Общественное мнение и политические партии» (1906), «Нравственная личность и общество. Очерки по истории и социологии» (1911), «Социология. Т. 1» (1917), «Основы социологии» (1920). Научные интересы Хвостова отличались значительным диапазоном, включая теорию и метод социологии, закономерности общественной жизни, проблемы личности и социальной груцпы, попросы этики, культуры, психологии (в том числе психологии женщин) и др. Социологию Хвостов рассматривал как одну из наиболее общих наук об обществе по отношению к таким частным наукам как экономика, пра-1ю, политика (подобно тому как биология является столь же общей относительно ботаники, зоологии, анатомии, физиологии). Ее предметом является общество. «Обществом в самом широком смысле этого слова, — писал Хвостов, -- можно назвать всякое взаимодействие живых существ, ныражающееся в происходящем между ними в той или иной форме обмене духовными содержаниями и в совершении на этой почве совместных пктов и поступков» [Предмет и значение... 1997. С. 115].
Часть I Классический этап
Не меньшее значение для социологии имеет исследование человек.1 Однако оно может осуществляться только в связи с изучением обществи, поскольку человек по своей природе является общественным существом Коль скоро это так, «вне общественных групп люди никогда не существо вали и существовать не могли. Самая разумность человека... создалась h.i почве общественности и общество, можно сказать, древнее человеческом личности в том смысле, что разумная и сознающая себя личность, разви тая индивидуальность выросла только на почве общественных процессом в результате благоприятных для этого условий общественной жизни» [Там же. С. 116]. Итак, личность и общество с точки зрения социологии следует рассматривать в единстве и не противопоставлять друг другу. Но при этом главное в личности принадлежит духовному.
Еще одна часть предметного поля социологии — культура, которая по является рядом с миром природы как мир, переработанный человеческим сознанием. Хвостов говорит о том, что при изучении общества и человек.1 необходимо проводить различие между натурой (природой) и культурой Здесь «вмешивается» в анализ психологический аспект проблемы, пото му что «правильная постановка вопроса о природе человеческого общесп ва... возможна только на психологической почве».
Отсюда следует дополнительная расшифровка в духе психологизма то го, что такое общество. «Под именем общества, — объясняет социолог, — мы разумеем единый процесс общения, который происходит между индивиду альными процессами духовной жизни, именуемыми душами отдельных лю дей. Ввиду присущей процессу духовного общения и взаимодействия самостоятельной закономерности, он может быть рассматриваем как особая цельность и составляет предмет особого изучения. Вот почему должна существовать особая социологическая наука» [Там же. С. 122].
В свете изложенного о социологии как науке, ее предмете становится понятной трактовка Хвостовым социальных законов как общих схем порядка протекания человеческого общения. По существу, они тождественны законам социальной психики, а сама социальная психология рассматривается с учетом этого обстоятельства как составная часть социологии. Социальное познание отражает мир не как таковой, а с точки зрения определенной теории, построенной на сформулированных социологом законах.
Не меньше, чем проблема предмета, волновал ученого вопрос о методе социологии. Он считал социологию обобщающей наукой, се задача — «вскрыть для нас ту общую закономерность, которая проявляется в общественной жизни, формулировать те законы природы, которым подлежит ход общественных процессов» [Хвостов. Метод социологии 1997. С. 276]. Метод социологии но сути одинаков с методом любой обобщающей науки. Наряду с тео-регическими абстракциями и положениями, социология должна располагать фундаментом из фактов для получения обобщений, но в достаточной степени еще его не имеет, в чем исследователь усматривает ее слабость.
Глава 17. Неокантианство в российской социологии
Эти факты социология может получать из исторических источников, данных этнографического характера (т.е. результатов наблюдений за жизнью и бытом пародов). Наконец, говорит Хвостов, «социолог должен производить и непосредственные наблюдения над фактами социальной действительности... в форме простого присутствования при общественных процессах... или же они собираются путем опроса лиц, переживавших известные события или близко к ним стоявших» [Там же. С. 280]. Что касается использования 1акого метода, как эксперимент, то в социологии, считает ученый, он мало применим, поскольку общественные процессы слишком сложны для того, ч гобы его можно было правильно ставить в большом масштабе; в более же скромной форме эксперимент в социологии возможен.
Следует отметить, что учение Хвостова о методах социологии как науки весьма близко к современным трактовкам и значительно отличается от представлений о методике исследований, господствовавших в российской социологии на рубеже XIX—XX вв., не говоря уже о более ранних. Вместе с тем, он говорил и о другой методике, скорее психологической, нежели социологической, касающейся изучения процесса и возможности психологического вживания в исследуемую ситуацию — на основании того, что о чужом «я» мы судим сообразно собственному «я».
Одна из «сквозных» проблем российской социологии — ее отношение к прогрессу. Хвостов воспринимал негативно это понятие на том основании, что критерии его не ясны и оно не вполне научно. Поэтому он предложил исполь-.ювать вместо прогресса понятие духовного процесса, взятого в его динамике и развертывании и проходящего циклы собственного развития во временном и пространственном аспектах. В развертывании духовного процесса социолог видел три стадии: а) скрытое состояние новой идеи за порогом общественного сознания; б) появление у идеи большого числа сторонников (возникновение их «критической массы»); в) победа духовной инновации в борьбе с традицией. На этой последней фазе идея трансформируется и достигается ее компромисс с традицией. Появляется новый общественный идеал («дух времени»), который определяет дальнейшее развитие духовного процесса.
В целом Хвостов создал концептуальную схему развития социологии как на се теоретическом (макросоциологическом), так и микросоциологическом уровнях. Остается сожалеть, что он не сумел реализовать весь свой замысел, и второй том его «Социологии» так и не увидел света.
§ 3. Социологические взгляды П.И. Новгородцева
Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) известен больше как юрист и философ (преподавал юридические дисциплины в Московском университете с 1904 г.), нежели социолог. Более того, зачастую он весьма пессимистически оценивал перспективы и возможности социологии как науки.
Часть Г. Классический этап
Тем не менее в своих работах («Нравственный идеализм в философии права», 1903; «Социальные науки и право», 1916; «Об общественном идс але», 1917) высказал ряд положений, имеющих социологический хараь тер в рамках их неокантианской трактовки.
Новгородцев известен своей резкой критикой позитивистской социо логии за се акценты на необходимости изучения общества, за утвержде ние об объективном характере изучаемых социальных фактов и связен между ними, за засилье в пей (вместо нравственно-правового и культур лого) исторического подхода. Применение последнего, полагал мысли тсль, ведет к исчезновению личности как объекта исследования и превра щению в таковой масс, социальной среды.
Между тем, основным объектом исследования, по его мнению, должна бь именно личность, рассматриваемая сквозьпризму индивидуалы ю-психичесв го и нормативно-этического подходов. Социологии, считал Новгородцев, еле-' дует превратиться из пауки об изучении, описании, объяснении обьективныч социальных фактов (социальный факт не есть дюркгеймовская «вещь») в наук\ об исследовании ценности данных фактов. А ого превращает социологию п • «объективной» в «субъективную» область получения нового знания.
В работах ученого хорошо видно его несогласие с редукцией обществ,! социального к живой природе, биологическому. По его мнению, человечен кое общество отличается от мира живой природы прежде всего тем, что и нем существуют нормы как первоначальные задатки всеобщего долженп вования. Эти нормы составляют нравственную основу струк!уры личности, поскольку человек живет именно но ним. Раз мы с этим согласны, и> должны признать, что нормы являются основой также общества и культу ры. Справедливости ради, отметим, что Новгородце» не отождеемвлял об щество и культуру, более того, резко выступал против попыток такою отождествления у некоторых исследователей неокантианского юлка.
Нравственность, по Новгородцеву, — не только то, что существует но oi ношению к личности как нечто внешнее (совокупность действующих в об ществе норм), но это внутренняя для человека абсолютная ценность. On.i позволяет личности быть не пассивным продуктом социальной среды,,i единственным и основным источником сознательных решений и акт ивны\ действий. Поэтому общество есть ничто иное как совокупность сознаний и действий отдельных людей.
Нравственная сфера, в соответствии с позицией Новгородцева, автономна, самодостаточна, независима и самостоятельна. Он считал, что необходимо признание самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением социальных и личностных — и первую очередь — проблем. Позитивизм в отличие о г неокантианства не в состоянии решить нравственную проблему, потому чго этические нормы, лежащие в ее основе, являются априорной прерогативой нравственного сознания. Главным в социологической проблематике должно стать
Глава 17 Неокантианство в российской социрлогии
изучение механизмов морально-правовой регуляции в различных общественных сие i омах. Для этого необходимо изучать и знать структуры индивидуального сознания (внутренних психологических переживаний) и внешних по от ношению к человеку социальных и культурных систем, понимаемых как совокупность нравственных и правовых норм.
Рассматривая период начала XX в., Новгородцев считал его временем кризиса и крушения всяческих утопий, особенно социалистического характера. Анализ марксизма и многочисленных социалистических концепций того периода убедил его принципиальной невозможности создания справедливых форм обществе! того уст ройства и разумных средств их появления. Все общественные формы, реально существующие и еще не родившиеся, будущие, не могут по своей природе совместить, реализовать в своей деятельности требования справедливой и, равепа ва и свободы. Однако в основе этих форм должен лежать принцип соблюдения интересов личности. Выход из кризиса общества и социальной пауки, с точки зрения Новгородцева, состоит в учете:жж) принципа и обеспечении свободы