Вопросы и задания. 1. Проанализируйте теоретические источники формирования концепции социаль­ ного поведения

1. Проанализируйте теоретические источники формирования концепции социаль­
ного поведения.

2. Как вы можете определить и типологизировать социальное поведение?

3. Что такое социальные движения? Каковы причины их возникновения?

4. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла общественных движений.

5. Какие теории, объясняющие причины возникновения общественных движений,
вы знаете?

6. Что дает классификация (типология) общественных движений? Раскройте суще­
ство типов общественных движений.

7. Охарактеризуйте особенности общественных движений в России.

Литература

Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 171—186.

Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. С. 445-468.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 16,19.

Кравченко С А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 450-461.

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 27.

Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 285-306.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 337—366.

Ядов В А. Россия в мировом пространстве // Социол. исслед. 1996. № 3.


Глава 31

Социальные изменения, модернизация и постмодернизм

§ 1 Инновация как < оциальиыи процесс и источник (оциальных и шенепип § 2 Модернизация и not тмодерпи ш в социоло/ии

§ 1. Инновация как социальный процесс и источник социальных изменений

Понятие инновации

Одним из наиболее важных средств социальных изменений являются ин­новации. Сам термин «инновация» приобрел популярность в социологии не так давно. Классики мировой социологи XIX — начала XX в. им, как правило, не оперировали. Только с развитием пауки во второй половине прошлого столетия к понятию «инновация» стали проявлять интерес.

В самом широком и общем виде под ней понимают открытие, шобрете-ние, новшество, нововведение. Понятно, что именно на основе важных отк­рытий и нововведений происходят значительные социальные изменения. То, что термин «инновация» стал популярным сравнительно недавно, свидетельствует отсутствие его в словарях: Большом энциклопедическом, Философском энциклопедическом, социологических словарях, в том чис­ле во многих зарубежных.

Формирование российской школы специалистов по инноватике свя­зано с деятельностью Н.И. Лапина, Г.П. Щедровицкого, А.И. Пригожи-на и др. В 1979—1983 гг. Н.И. Лапин возглавил работу семинара «Соци­альные факторы нововведений в организациях». Началось становление особой отрасли социологии — социологии инноваций (нововве­дений), причем происходило это в основном в рамках социологии органи­заций. (Отметим, к слову, что и в западной науке изучение нововведений также происходило преимущественно в рамках социологии организа­ции.) Большую роль стали играть инновационные игры— дело­вые, организационно-деятельностные и другие. К социологам активно подключились психологи. Стада разрабатываться технология этих игр. Появились специально обученные игротехники. В ходе игр ставились и


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



решались важные задачи производственного и социального характера. Руководители разного уровня, игравшие в эти игры, постепенно прони­кались инновационной идеологией. Инноватика из теории превратилась в практическую область деятельности.

Сказать об инновации лишь то, что это — нововведение, открытие, — значит умолчать о главном. Ибо инновацияне просто создание различ­ною рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изме­нения в социальной жизни и практике. Отношение в обществе к иннова­циям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Одни инновации обществом принимаются, другие — отвергаются, одни внедряются немедленно, другие — спустя длительный период.

Процесс проникновения инноваций в жизнь общества принимает характер диффузии — распространения инновационных черт и образ­цов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проник­новения относительно новых для европейцев продуктов питания (кар­тофель, кофе, некоторые фрукты). Одни социальные новообразования принимаются (например, мусульманство в ряде восточных и африкан­ских стран), другие — отвергаются (католическая религия в России).

Инновация есть всегда разрыв с существующей традицией, в этом ее особенность. Но он не должен быть резким, иначе инновация обре­чена на неудачу. Дело в том, что традиция — один из самых консерва­тивных элементов общественной жизни, равно как сознания и поведе­ния отдельных людей. Всякий разрыв с ней всегда болезнен. В 1930—1970-х гг. в нашей стране было модно изобретать новые (со­ветские) праздники, которые должны были заменить традиционные, в том числе и религиозные. Что из этого вышло, сейчас хорошо видно. Наиболее популярные в прошлом праздники вернулись «на круги своя» (Рождество, Пасха, масленица и др.), некоторые же «советские» праздники либо совпадают с ними (сохраняясь таким образом), либо просто умирают (например, праздники улицы).

Инновация имеет процессуальный характер, о чем свидетельству­ет ее жизненный цикл, включающий ряд этапов. Первый этап — са­мый мучительный — стартовый. Как правило, инновация первона­чально не признается большинством, т.е. имеет отрицательный социальный эффект. Затем, когда она принимается, наблюдается быс­трый рост инновационного движения (процесса). Это второй этап — этап успеха. Третий этап инновации — ее зрелость, вслед за которой следует четвертый этап — насыщения. Наконец, на финишном, пятом этапе процесс теряет свою инновационность, а само новшество стано­вится всеобщим достоянием.



Раздел VI Социальные изменения и процессы


Виды инноваций

Инновации весьма многочисленны и подлежат классификации. Видов инноваций может быть очень много. Так, в зависимости от области применения можно говорить о социально-экономических, технико-технологических, организационно-управленческих инновациях. В со­ответствии с таким основанием, как сфера деятельности, инно­вации могут быть экономическими, политическими, культурными. Иногда инновации имеют комплексный характер, включая в се­бя целый ряд их видов. Такова инновационная по своей сути рыночная модель развития общества.

В нашей стране она переживает сегодня свой первый, стартовый этап, который проходит весьма мучительно и трудно, о чем свидетельствует глубокий всесторонний кризис общества. Чего стоит в рамках этой общей инновации такой ее элемент, как изменение ориентации производства и менеджмента с производителя на потребителя! Десятки лет экономичес­кая и политическая система игнорировала потребителя, не знала и не хо­тела знать его подлинных реальных потребностей, формировала квазипо­требности, которые тут же бралась удовлетворять, причем это касалось самых различных сфер и сторон жизни — не только производства, но и быта, образования, культуры. Но в новых условиях перехода к рынку воз­никают принципиально иные потребности у людей, производственных и иных коллективов. Более того, именно эти новые пробуждающиеся по­требности и являются для общества по своей сути инновационными, они-то как раз и вызвали к жизни модель перехода к рынку.

Инновация связана не только с производством, но и с другими об­ластями деятельности. Сегодня очень широко представлены педа­гогические инновации, среди которых одной из главных в Рос­сии является педагогика сотрудничества. Смена парадигм в образовании, уход от тоталитаризма и авторитаризма в сторону демо­кратизации и гуманизации всего образовательного процесса — это ин­новация гигантского масштаба.

Социологический подход к инновациям

Что означает социологический подход к инновациям, их социологи­ческий анализ? В первую очередь он подразумевает выявление соци­ального значения инноваций, их места в системе общественных про­цессов, в развитии общества. Анализ инноваций в социологии осуществляется часто сквозь призму социальных ролей, полярными среди которых оказываются роли новатор — консерватор. Многие конфликты в обществе, в различных коллективах, социальных общ-


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



ностях связаны прежде всего с носителями этих социальных ролей и процессом их реализации в конкретных условиях.

В настоящее время в социологии (прежде всего в американской) можно выделить два основных подхода к изучению инноваций: органи­зационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный1. Суть первого состоит в том, что инновация выступает как комплекс взаимо­связанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной па решение проблемы и практическое применение нового явления. В ходе реализации инновационной концепции исполь­зуются экономические, материальные и иные ресурсы.

Индивидуально-ориентированный подход к инновации означает рас­смотрение се как изобретательской деятельности, в ходе которой соединя­ются индивид и инновация. Сама же модель так понимаемого инноваци­онного процесса включает в себя: а) разработку новшества, б) принятие решения о способах его осуществления, в) реализацию решения.

Следует отметить, что оба подхода, равно как и рассмотренные ни­же представления об инновации в рамках'индустриальной социоло­гии и менеджмента, относятся к микросоциологической парадигме. Что касается взглядов на инновацию в рамках макросоциологической парадигмы, то о них речь пойдет чуть дальше, в связи с рассмотрени­ем концепций Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, И. Валлерстайна.

Впервые в социологии инновация стала изучаться в рамках индус­триальной социологии и в концепции менеджмента. Это и понятно: ведь речь идет об открытиях и внедрении нововведений. Большую роль здесь сыграли инновационные идеи Ф.Тейлора. Еще одна инно­вационная деятельность в сфере наукоемкого бизнеса — венчурное (или рисковое) предпринимательство, связанное с созданием и рас­пространением принципиально новых технологий.

Особо следует отметить попытку осмыслить инновационную деятель­ность в индустриальной социологии и менеджменте, предпринятую П. Дракером (США). По его мнению, инновации в производстве обладают экономической ценой и социальной ценностью. Изобре­тение ткацкого станка, паровой машины, ядерного реактора — это не толь­ко технические изобретения, которые дают экономическую прибыль. Это революционная социальная инновация, поскольку она ведет к принципи­альному изменению технологии и характера производства, росту жизнен­ного уровня, к переходу в новые режимы жизнедеятельности. Внедрение такого рода инноваций приводит к изменению образа жизни людей, к по­явлению более высокого уровня неопределенности и риска.

1 См Мешков А А Основные направления исследования инновации в американ­ской социологии//Социол исслед 1996 №5



Раздел VI Социальные изменения и процессы


Отсюда — еще один подход в социологии к инновациям, который имело бы смысл назвать поведенческим, поскольку их можно характе­ризовать как идеи, концепции, формы деятельности, приводящие к изменению поведения индивидов и групп людей с целью реализации самих инноваций либо оказания сопротивления их внедрению.

Социологическое видение инновации предполагает ее тесную связь с изменением социальной структуры через механизмы социальной мобильно­сти. Дело в том, что активная деятельность субъектов инновации (людей и социальных групп, занимающихся изобретением новшеств и их практиче­ским внедрением) позволяет менять их социальный статус и занимать но­вые (чаще всего более высокие) позиции в социальной структуре.

Инновация как социокультурный процесс

В социологии существует и иной срез в рассмотрении инновации — ана­лиз ее как социокультурного процесса. Инновация всегда является ре­зультатом и вместе с тем процессом исторического взаимодействия куль­тур, поскольку каждое новшество, каждая новая, значимая для общее! па идея рождается, с одной стороны, в рамках существующей культуры, с другой — выводит ее на новый уровень, за существующие пределы, откры­вает путь к новой культуре. Однако это процесс сложный, противоречи­вый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с новой культурой.

Во-первых, они (инновации) могут вносить новые культурные об­разцы, не существующие в реальной культуре. Во-вторых, отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним. Так, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапла­неризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.), которые не вытесняют, а присоединяются к тому, что уже есть. Но рыночные отношения (как социокультурный феномен) не мо­гут просто присоединиться к имевшим место планово-государствен­ным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.

В-третьих, инновации способны вступать в конфликт с существу­ющими культурными образцами, ценностями и нормами. Так, ранние попытки внедрить в школу, в систему российского образования педа­гогику сотрудничества натолкнулись на бешеное сопротивление зна­чительной части педагогов, да и сейчас еще здесь немало проблем в силу того, что общество базировалось на протяжении долгого време­ни на принципах тоталитаризма и авторитаризма, глубоко проник­ших в сферу образования и воспитания.

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффек­та инноваций. Очевидно, что инновации, даже если они сразу не прини-


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



маются и вступают в конфликт с существующими культурными образ­цами, ценное гями и нормами, оказывают определенный эффект и не мо­гут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как пра­вило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на об­щество, на систему существовавших в нем социальных отношений про­извели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

Макросоциологические концепции инноваций

Теперь обратимся к характеристике некоторых концепций инноваций, выполненных в рамках макросоциологической парадигмы. Эти концеп­ции раскрывают и подчеркивают динамизм человеческого общества. Од­на из первых попыток такого рода принадлежит российскому ученому Н.Д. Кондра1ьсву, выступившему еще в 1920—1930-х гг. с идеей «длин­ной волны»1. Суть его концепции состоит в том, что развитие общества осуществляется в рамках циклов продолжительностью 50—60 лет каж­дый. Это и есть «длинная волна». Она включает в себя три фазы: «пони-жителыгую», фазу депрессии и «повышительную». Переход к высшей фазе, прогресс общества в целом осуществляются на основе глубоких технологических инноваций. Согласно взглядам Кондратьева, динамика экономической структуры общества реагирует прежде всего на ключе­вые изобретения, за которыми следуют вторичные нововведения в соци­ально-экономической жизни.

Опираясь на исследования Кондратьева, можно выдвинуть гипотезу о том, что в современной России глубоко депрессивное состояние эконо­мики, инфляция и прочие атрибуты кризиса вызваны завершением большого 50-летнего цикла индустриального развития. Новая «длинная волна» должна охватить 1990—2040 гг. Вместе со сменой технологичес­кого базиса производства возникают и «социальные потрясения», свя­занные с ломкой «организационных форм». Если следовать логике Кон­дратьева, то социальные потрясения оказываются формой проявления завершающей стадии «длинного цикла». Они выступают на фоне роста экономической конъюнктуры и на начальной фазе подъема играют роль стимулятора нового экономического подъема. Исходя из этого, наше об­щество из-за смены «основных капитальных благ» ожидает 10—20-лет­ний период социальных потрясений, непрерывно воспроизводящих конфликты и экстремальные ситуации на всех уровнях.

См Кондратьев IIД. Проблемы экономической динамики М., 1989.



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


В период после Второй мировой войны концепцию инноваций и их роли в обществе активно разрабатывал австрийский ученый Й. Шум-петер. Он видел в инновациях важнейшее средство быстрого преодоле­ния кризисов и спадов. По его мнению, цель инноваций — в повышении отдачи на вложенные ресурсы. Но рассматривать инновацию следует скорее как экономическое и социальное, нежели техническое понятие, поскольку результаты инноваций заметны прежде всего в социально-экономической сфере. Еще одна важная цель инновации — создание си­туации динамического неравновесия, способствующей активному по­иску возможностей социального развития.

В 1980-х гг. была сформулирована концепция, во многом напоминаю­щая «длинную волну». Она получила название концепции длинных цик­лов и принадлежит известному американскому социологу, бывшему пре­зиденту Международной социологической ассоциации в 1994—1998 гг. И. Валлерстайну. Суть его концепции состоит в том, что динамизм обще­ства определяется длинными циклами, охватывающими несколько деся­тилетий1. Причем в рамках столетий эти циклы проходят под знаком страны-гегемона. Дж. Модельски считает, что в XVI в. такой страной бы­ла Португалия, в XVII — Нидерланды, в XVIII—XIX — Великобритания, в XX в. — США. Американский цикл XX—XXI вв. определяется четырь­мя фазами: 1) 1914—1945 гг. — Первая и Вторая мировые войны и ослаб­ление соперников; 2) 1945—1973 — выдвижение США на роль главной силы; 3) 1973-2000 - делегитимизация роли США; 4) 2000-2030 гг. -деконцентрация США и выдвижение на роль новой главной силы сопер­ника (Япония, Западная Европа).

Каждый длинный цикл (по Валлерстайну) связан не только с це­лым рядом фаз внутри него, но и с понятием кризиса. Американский социолог не считает, в отличие от многих его коллег, что каждый цик­лический спад уже есть кризис. Для него кризис — это ситуация, в ко­торой больше не функционируют восстановительные механизмы и система должна или фундаментально измениться, или дезинтегриро­ваться. Если же система функционирует, то кризиса нет. Источником действенности и результативности системы является ее отношение к использованию и внедрению инноваций. Чем более страна предраспо­ложена к ним, тем больше шансов на процветание она имеет.

С концепцией длинных циклов связана еще одна теория И. Вал­лерстайна — мир-системного анализа, где на передний план выходят вопросы власти. В соответствии со взглядами Валлерстайна, в каждом длинном цикле общество (мировое, речь идет о мире как системе)

1 См.: Длинные циклы в мировой экономике и политике // Социология. СПб., 1993. С. 167-170.


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



проходит фазы низкой, высокой и снова низкой концентрации власти. Сама власть охватывает ядро, полупериферию и периферию мировой экономической системы. Причем гегемония «ядра» (а это наиболее развитые страны) в современной мир-системе способна «загнать» в оборонительную позицию даже сверхсовременные производства в тех странах, которые не принадлежат к «клубу избранных» (это касается, в частности, России). Такой «клуб» уже не может расширяться, по­скольку он сам — «ядро» системы мира. В связи с этим Валлерстайн считает, что для большинства стран (в том числе и для России, что с очевидностью вытекает из контекста его теории) «перескочить» из полупериферии и периферии в «ядро» практически недостижимо ни­каким способом. Дело еще и в том, что страны, входящие в «клуб из­бранных», способны сделать неприбыльными любые альтернативные, чрезвычайно эффективные, даже уникальные технологические инно­вации — при условии, что они принадлежат «не избранным» и пред­ставляют для них определенную угрозу.

§ 2. Модернизация и постмодернизм в социологии

Проблема модернизации в социологии

Говоря о социальных изменениях, нельзя не коснуться такой важной со­циологической проблемы, как модернизация. В западной социологии этот термин используется для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих в процессе индустриализации. По существу, речь идет о совокупности инновационных идей, приводящих к трансформа­циям, воздействующим на все общество. Эти идеи и перемены, имеющие радикальный характер, охватывают экономику, производство, политику, образование, культуру, традиции, религиозную жизнь, причем как по­рознь, так и вместе. Американский социолог Д. Лернер, одним из первых затронувший проблему модернизации, определил ее как «процесс соци­ального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых». По его мнению, основными чертами модернизирующихся обществ являются: урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура, массовое участие в политическом процессе*. К этим чертам некоторые авторы (например, Д. Макклеланд) добавляют еще одну характеристику: превращение пред­принимателя в центральную фигуру процесса модернизации.

1 См.: Lerner D. Modernization: social aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 10.



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


Несмотря на то что понятие модернизации было использовано в основ­ном для анализа процессов, происходящих в слаборазвитых странах, неко­торые из западных социологов пытаются применить его к России, особеш ю в связи с рассмотрением происходящих в ней за последнее десятилетие про­цессов. Иногда модернизацию в России называют «запаздывающей». С та­ким подходом в принципе согласиться нельзя, поскольку основные черты общества, называемого модернизированным, в России давно реализованы, исключая, пожалуй, предпринимательство. Но утверждение предпринима­тельства как особого и значимого слоя в обществе связано не столько с его модернизацией, сколько с определенными типами и моделями экономики.

Модернизацию имеет смысл рассматривать как инновацию (или со­вокупность инноваций), которые приводят к существенным изменениям социальных процессов. Поэтому в качестве инноваций следует выделять в первую очередь значительные преобразования в основных сферах об­щественной жизни. Это индустриализация, означающая создание сис­темы промышленного производства, отвечающего основным экономи­ческим требованиям. Это возникновение бюрократии как формы государственной организации с соответствующими службами. Это зна­чительное повышение уровня грамотности и создание развитой систе­мы официальных учебных заведений в рамках всех уровней образова­ния. Это развитие средств массовой информации и превращение их в источник образования, знаний и культуры. Это возникновение новых мощных нерелигиозных идеологий (в первую очередь националистиче­ских) и потеря влияния традиционных религиозных систем. Это утра­та семьей своей главной традиционной функции — быть основной про­изводственной ячейкой. Это появление новых ценностей и существенные психологические перемены на базе их усвоения.

Существуют различные теории модернизации, они отличаются друг от друга тем, что при ее характеристике на первое место выдви­гают какие-то отдельные значимые черты этого процесса. В одной из теорий модернизация рассматривается как создание массового обще­ства (теория массового общества), в другой (феноменологическая со­циология) — как ослабление небольших традиционных общностей, расширение личного выбора, увеличение различий в системах верова­ний, усиливающееся осознание времени, особенно будущего.

Теории модернизации, распространенные в западной социологии, часто подвергаются критике по меньшей мере по двум позициям: 1) в ос­нове их лежит западная модель развития без учета национальных, этни­ческих и иных особенностей тех или иных стран и регионов; 2) как счи­тают критики, модернизация не обязательно ведет к индустриальному росту и равному распределению социальных благ и доходов.


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 561

Все это лишний раз свидетельствует о том, что проблема модерниза­ции общества является весьма сложной и имеет много различных ис­толкований. Конечно, в глобальном, мировом контексте модернизация связана прежде всего с переходом общества от бедности к благосостоя­нию и развитию. Она означает путь перехода страны к современному среднему уровню достижений в основных сферах деятельности. Поэто­му не случайно в социологии четко выделяют экономическую, полити­ческую, социальную, культурную модернизацию.

Динамизм современного общества и его социальное развитие по­лучили свое социологическое отражение не только в концепциях мо­дернизации, но и постмодернизма, который стал чрезвычайно популярным в 1990-е гг. Достаточно сказать, что все последние все­мирные социологические конгрессы проходили под знаком наступле­ния концепции постмодернизма.

Теории 1980-х гг. о динамике мирового развития

Однако существует еще целый ряд социологических теорий, которые можно чисто условно поместить между концепциями модернизации и постмодернизма. Они были особенно популярны в 1980-х гг. и предо­пределили появление последних. В теориях тех лет также отражается динамизм мирового развития и ставится диагноз современной эпохи, причем в глобальном плане. Именно такой диагноз предлагает анг­лийский социолог Э. Гиддснс, раскрывая три основные характеристи­ки современного мира^.

Первая характеристика — развитие административной власти, в первую очередь государства, включая в особенности использование ин­формационных ресурсов. Вторая характеристика (часто остающаяся незамеченной в социологии) — развитие военной власти. Формирова­ние современных государств очень тесно связано с военной властью и войнами. Распад традиционного мира под натиском современности не является следствием капитализма или индустриализма или даже кон­центрации административных ресурсов в руках государства. Это — со­вокупный итог всех процессов в сочетании с современными способами использования военной силы и ведения войны. Наконец, третья харак­теристика современного мира — измерение его культурой, которая вы­ступает как отражение капитализма или индустриализма. Таким обра­зом, Э. Гидденс пытается создать своеобразную матрицу современного

1 См.. Guldens A. The Constitution of Society; Idem. The National State and Violence. Cambridge, 1985, 9 тезисов о будущей социологии // «Thcsis»,1993. Выи. 1. Т. 1. Послед­няя работа преде 1авляет собой лекцию, прочитанную Э Гиддснсом на пленарном засе­дании собрания Социологической ассоциации восточных штатов в Нью-Йорке в 1986 г.



Раздел VI Социальные изменения и процессы


мира, анализируя его динамизм сквозь призму названных выше трех основных характеристик, трех измерений.

Очевидно, что динамизм человечества в XX в. определяется в зна­чительной степени сдвигами и переходами от индустриального обще­ства, являющегося целью модернизации, к другим обществам, рассмот­рение которых получило в социологии широкое распространение. Такими «концептуальными» обществами являются прежде всего постиндустриальное и информационное, теоретический анализ которых был популярным в 1980-х гг.

При этом возникает вопрос: является ли современный мир следствием развития капитализма или же результатом распространения индустриа­лизма? Несмотря на разные ответы (для одних социологов главная ли­ния — развитие индустриализма, а капитализм есть всего лишь организа­ция индустриализма, для других современный мир выступает следствием капитализма), по существу в большинстве из них довлеет экономический, производственный редукционизм, т.е. стремление рассматривать совре­менное общество прежде всего с экономических позиций. Здесь, кстати, можно видеть одну из главных причин того, что Гидденс вводит свои три измерения как дополнения к анализу динамики современного общества.

В соответствии с распространенными на Западе теориями постиндус­триальное общество отличается от индустриального иной экономической основой, новыми, более прогрессивными технологиями, повышающими и уровень производительности труда, и степень развития производства. От­сюда — новые жизненные стандарты, связанные с более высоким уровнем потребления, новым стилем и образом жизни, комфортом, досугом.

Качественно иным по своим очертаниям выглядит информацион­ное общество. В соответствии с теорией информационного общества К. Оффе, профессора Бременского университета в Германии, можно выделить две главные характеристики этого общества. Во-первых, оно базируется на создании, потреблении и распространении инфор­мации, что становится основной формой деятельности значительной части членов данного общества. Во-вторых, его основной фигурой становится человек информирующий, информирующийся и образовы­вающийся. Поскольку образовательная и самообразовательная дея­тельность становятся доминантой образа жизни человека, создаются предпосылки к созданию цивилизации образования (взамен сначала цивилизации труда, затем — досуга, потом — потребления).

В концепциях 1980-х гг. особое внимание обращается на гуманиза­цию основных форм социального и индивидуального бытия в связи с реализацией программ улучшения качества жизни. В них подчерки­вается резкое усложнение человеческих взаимодействий, активное


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 563

движение к свободе как главному богатству общества и личности, провозглашается примат общечеловеческих ценностей.

Концепция постмодернизма

Перейдем к рассмотрению концепции постмодернизма. Каков ее абрис и в чем суть? Постмодернизм как инновация охватывает будущее обще­ство, либо пришедшее (приходящее) на смену современному, либо гото­вящееся к этой смене. В соответствии с утверждениями сторонников концепции постмодернизма, идет процесс складывания нового мирово­го сообщества и нового сознания. В основе этого сообщества — рыноч­ная экономика, либерально-демократические институты, культура с от­тенком коммерциализации и др. Созданная на этих принципах новая цивилизация стремительно расширяет свои границы. Это — глобаль­ный процесс, особенно успешно развивающийся после крушения обще­ственного строя в СССР и странах социалистической системы.

Благодаря этому и другим процессам (например, создание Европей­ского союза) рушатся всяческие границы (не только территориальные), государственность в классическом определении теряет свой смысл, все национально-специфическое становится иллюзорным. Социальные из­менения такого рода еще только недавно начались, однако у них очень большое будущее, и они являются непосредственной предпосылкой становления постмодернистского общества.

В связи с объединительными тенденциями в мире (к примеру, созда­ние единой Европы) отдельные государства уступают место новым, ста­бильным, структурам. Уровень жизни в новом обществе весьма высок, но и требования к странам, желающим вступить в него, очень строги. Для та­ких стран необходимо «новое сознание», являющееся результатом пол­ного отказа от прошлого, поскольку в новой глобальной системе — пост­модернистском обществе — не действуют старые категории.

В глобальной цивилизации, т.е.постмодернистском обществе, в отли­чие от теперешнего — модернистского — не будет гипертрофирования материального потребления, поскольку в наи-более развитых странах ру­беж насыщения в этом отношении уже достигнут. Более того, как отме­чает известный французский социолог А. Турен, современное европей­ское общество гораздо более материалистично, чем гуманистично. Пока оно в этом смысле остается весьма контрастным. Однако смысл постмо­дернизма как раз и состоит в том, чтобы снять эти контрасты, равно как и контрасты прошлого и будущего, традиций и современности.

Это были, так сказать, общие очертания концепции постмодерниз­ма. Что касается его сути, то она — в признании разнообразия векто­ров развития различных обществ и культур, в отказе от евроцентрист-



Раздел VI Социальные изменения и процессы


ской схемы, «предписывающей» некую общую для всех стран и наро­дов траекторию социально-экономического и культурного развития.

В социологии идут дискуссии о содержании постмодернизма и особен­но о реальных возможностях воплощения в жизнь постмодернистских проектов, что является отражением определенной и теоретической, и прак­тической ситуации. Во-первых, концепция постмодернизма достаточно нова, еще не устоялась. Во-вторых, поскольку она анализирует будущее че­ловеческого общества и охватывает комплекс вопросов, касающихся взаи­моотношений различных стран, неизбежна некоторая размытость границ и очертаний самой теории. В-третьих, на рубеже XX—XXI вв. положение в мире так быстро и динамично видоизменялось, что это не могло не сказать­ся на содержании и направленности самого постмодернизма.

Говоря о дискуссиях по поводу постмодернизма, приведем несколь­ко точек зрения, принадлежащих крупным современным социологам. Так, Ю. Хабермас считает, что хотя реалии человеческого бытия сейчас действительно не такие, как прежде, однако задачи, ими порождаемые, не изменились и нет оснований отказываться от их решения. Toi про­ект, который делал наш мир современным и давал ему право на это на­звание, не доведен до конца. Поэтому задача «сильного» общества со­стоит в том, чтобы осуществить радикальное преобразование мира модерна, не уходя от него самого, его принципов и идеалов.

Э. Гидденс, высказывая сходную точку зрения, находится в мето­дологической оппозиции к постмодернизму, считая, что общество мо­дернистского типа далеко не реализовало свой потенциал. По его мне­нию, главной характерной особенностью этого потенциала является необыкновенный динамизм, который позволяет рассматривать мо­дернистский мир как мир «отказавших тормозов». Современное же общество (рубеж XX—XXI вв.) английский социолог определяет как общество позднего модерна.

Оно характеризуется им с помощью четырех главных признаков: ин­дустриализма (базируется на широком использовании самой современ­ной техники и технологии); капитализма (его база — производство това­ров на основе действия конкурентных рынков продукции и рабочей силы); инстигутов контроля и надзора (они демонстрируют наличие и влияние власти и организации); монопольного господства государства над средствами насилия (в границах своих стран). К названным призна­кам Гидденс добавляет характеристику общества постмодерна как «обще­ства риска» (в сознании людей понятие риска приходит на смену понятию судьбы). Наконец, что особенно важно отметить, в последних работах по­является еще одна, крайне значимая характеристика общества постмодер­на, — глобализация (подробнее о ней будет сказано чуть дальше).


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



Э. Гидденс называет новое общество портретом «поздней совре­менности». При этом и он, и Хабермас занимают достаточно оптими­стические позиции в отношении постмодернистского общества.

В отличие от них еще один английский социолог 3. Бауман настроен не столь оптимистически в отношении постмодернизма, поскольку, по его мнению, «мы живем во времена не столько прогресса, сколько риска...». Отсюда возникает вопрос: возможны ли в принципе такие инновации, ко­торые могли бы обеспечить создание совершенного общества, «принесет ли наука, измыслившая Циклон-Б и атомную бомбу, неминуемое конеч­ное освобождение»? Эго же касаегся и культуры, но уже в другом ключе. Бауман точно замечает следующее важное обстоятельство: «Современная культура была культурой сомнения, критики и сопротивления. Свой оп­тимизм относительно будущего она подпитывала пессимизмом в отноше­нии настоящего. Если она выражала энтузиазм но поводу намерения, то „ обязательно осуждала и порицала его очередные практические воплоще­ния. Предметом критики оказывались все очередные свершения совре­менной цивилизации — ни одно не выдерживало испытания культурой»1. Это привело к тому, что критика результатов стала переходить в критику намерений. Подобные рассуждения убеждают Баумана в том, что проект постмодернистского общества является очень противоречивым.

Вывод, который можно сделать отсюда, заключается в том, что проти­воречивость постмодернистской концепции определяется не только разны­ми взглядами социологов на природу постмодернизма, их несовпадающими ориентациями, но и противоречивым характером инноваций, которые воз­никают сегодня и приводят к становлению нового общества, их подчас ди­аметрально противоположным эффектом. Поэтому можно уверенно счи­тать, что ключи от замков к будущему обществу — в «руках» инноваций.

Концепция глобализации в социологии

Концепция постмодернизма была центром дискуссий и различного рода социологических рефлексий в 1980-х — первой половине 1990-х гг. На смену ей во второй половине 1990-х гг. пришла логически вытекающая из нее концепция глобализации. Этот термин стал сегодня едва ли не самым популярным и в научной, и в публицистической литературе. Если же учесть, что в мире возникли не только теории глобализации, но и реаль­ные протестные антиглобалистские движения, объединяющие представи-1елей десятков стран, то становится понятной необходимость разобраться в содержании реальных процессов и теориях, их интерпретирующих.

Глобализация выступает как современный этап развития всего чело­веческого общества, поэтому она становится объектом особого, может

^ Бауман 3 Спор о пост модернизме // Социол журн 1994 № 4 С 75



Раздел VI Социальные изменения и процессы


быть, даже самого пристального социологического внимания. Оно обус­ловлено тем, что глобализация — это в первую очередь реальное разви­тие цивилизации в конце XX — начале XXI в., представляющее собой создание единой и взаимосвязанной системы в области экономики, поли­тики, культуры, массовых коммуникаций; это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения на соци­альную действительность во всем мире; это усиливающаяся опасность мирового терроризма, ядерной войны, религиозного фундаментализма, уничтожения природной среды, эпидемиологических заболеваний и т.д. Перечень глобальных вопросов современности может быть значительно увеличен. При этом иод ними мы будем понимать совокупность про­блем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечест­ва и требующих совместных, коллективных решений со стороны боль­шинства или хотя бы многих, в первую очередь развитых, стран.

Сегодня о глобализации не пишет только ленивый. Нас, однако, будут интересовать не любые, а лишь социологические интерпретации этого фе­номена. Одной из первых попыток его анализа стала характеристика гло­бализации производства, или экономической глобализации, рассматрива­емой как процесс интеграции экономической деятельности во всемирном масштабе, главную роль в котором играют транснациональные корпора­ции. Появилось даже понятие глобального капиталиста как общей сово­купности ролей, учреждений и структур, выполняющих функции капита­ла и внутри данного общества, и во всемирном масштабе.

Вначале глобализацию рассматривали как следствие влияния Запа­да, а посттрадиционное общество характеризовали как первое глобаль­ное общество. Сегодня, однако, ясно, что глобализацию нельзя пони­мать только лишь как вестернизацию. Между тем такой подход можно было обнаружить в концепции мир-системного анализа И. Валлерстай-на, особенно в ее начальном варианте, в котором имело место утвержде­ние о глобальном превосходстве США — единственной сверхдержавы после разрушения Советского Союза. Сейчас понятно, что глобализа­ция — это процесс в полной мере плюралистический.

Данную позицию отстаивает Р. Робертсон1. Он считает, что глобали­зация должна рассматриваться не как исключительный результат разви­тия Запада, его истории, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экономической, военно-политической, торгово-техно-логической, культурной, религиозной, коммуникативной и иных сферах. По мнению Робертсона, глобализация соединяет в себе многие образцы изменения и является итогом плюралистического развития мира.

1 См Robertson R Globalization L, 1992


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



Э. Гидденс, уделивший проблеме глобализации большое внимание в связи с анализом общества позднего модерна, пишет, что на первый взгляд для людей это явление имеет место не «здесь и сейчас», в повсе­дневной жизни, а где-то далеко, «там», во всемирных социальных отноше­ниях. Для социолога, однако, считает Гидденс, эта ситуация представляет­ся совсем иной, и он рассматривает глобализацию как явление, которое затрагивает каждодневные интересы человека1. Глобализация трактуется английским социологом как интенсификация социальных отношений всемирного характера, которые связывают находящиеся на удалении друг от друга локальные контексты жизни так, что процессы и события, проис­ходящие в одном месте, обусловливают процессы и события, происходя­щие далеко от них, и, наоборот, сами обусловливаются ими2.

Глобализация характеризуется Гидденсом как естественное продол­жение модерна в новых социально-экономических и политических ус­ловиях 1990-х гг., или условиях позднего модерна. При этом он говорит о пяти основных чертах глобализации. Первая — это возникновение гло­бальной взаимосвязанности экономических процессов, где, как уже от­мечалось выше, существенную роль сыграли транснациональные корпо­рации. Вторая черта — появление новой системы международных отношений между нациями-государствами. Третья черта определяется складыванием нового мирового военного порядка — с учетом того обсто­ятельства, что современное вооружение и военная сила приобретают глобальный характер, превращая локальные вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая черта означает дифференциацию и разделение труда между различными странами и частями планеты. Наконец, пятая черта, которая сегодня становится одной из наиболее значимых и об­суждаемых, — «культурная глобализация». Она означает бурное разви­тие технологий коммуникации, глобальный трансфер культурных цен­ностей, реальных достижений в области культуры, вкусов.

В самые последние годы обращают на себя внимание попытки не­которых (прежде всего зарубежных) социологов, рассматривающих проблемы перехода к постмодернистскому обществу в условиях про­цессов глобализации, считать его наиболее целесообразной моделью современное и будущее американское общество. Это стремление осо­бенно заметно проявилось на XV Всемирном социологическом кон­грессе (г. Брисбен, Австралия, 2002).

Не имеет смысла раскрывать здесь весьма противоречивые его ха­рактеристики (хотя бы для того, чтобы не идеализировать эту мо­дель). Главное — в другом. Сам пафос концепций постмодернизма и

'См. GiddensA In Defence of Sociology P 51 2 Ibid



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


глобализации не допускает апологетики какого-то конкретного обще­ства, какой-то одной страны. Глобальная постмодернистская цивили­зация — это некий симбиоз всего лучшего, что накопило человечест­во, это как бы равнодействующая параллелограмма сил, в качестве которых выступает опыт наиболее развитых стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: