1. В чем проявляется связь субъективной школы с социальным контекстом и исторической наукой России последней трети XIX в.?
2. Изложите основные положения субъективного метода в историческом познании. В чем состоит его имманентность историческому познанию?
3. Как понимается и трактуется динамика социальной реальности представителями субъективной школы?
4. Почему П.Л. Лавров считает Мысль важнейшим фактором преобразования культуры?
5. Какие критерии прогресса предложили представители субъективной школы?
6.Какую роль в истории, по мнению Михайловского, играет сформулированный им закон борьбы за индивидуальность?
7.Почему разработка субъективного метода представителями отечественной исторической Мысли предвосхитила неокантианство и пересмотр постулатов позитивизма в историческом познании?
8. П.Л. Лавров писал: «Формула прогресса: прогресс как смысл истории, осуществляется в росте и в скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях; точно также как в расширении и в уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, насколько это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей». Как вы понимаете эту формулу прогресса П.Л. Лаврова?
|
|
9. О. Б. Леонтьева сделала вывод о том, что «творчество мыслителей субъективной школы по своей парадигмальной принадлежности носило переходный характер: они так и не смогли полностью отбросить представление о номотетическом характере исторической науки, но при этом уже приблизились к тому пониманию задач истории, которое получило развитие в ХХ в…». На основе каких теоретико-методологических походов к истории исторической науки сделан данный вывод? С чем вы согласны в данном выводе и что в нем может быть подвергнуто критике?