Цивилизационный подход в историческом познании

В отличие от формационной парадигмы, цивилизационный подход не претендует на строгое однозначное толкование исторического процесса и включает в себя чрезвычайно широкий спектр теоретических моделей познания. Тем самым обеспечивается легитимность принципа дополнительности, согласно которому ни одна концепция истории не может претендовать на всеобъемлющее и окончательное знание, поскольку социальный организм (общество) представляет собой бесконечно сложный и перманентно изменчивый объект, объяснение и понимание которого возможно лишь на основе множества наук и теорий, дополняющих друг друга.

цивилизация – это совокупность материальных и идеальных продуктов творческой человеческой деятельности, которая детерминирована (определяется) как адаптационными потребностями, так и смыслоцелевым мотивом расширения свободы в отношениях человека со временем, пространством, природой, обществом и самим собой

6) Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Результатом работы историков являются их труды — от первых несовершенных форм фиксации представлений человека о природе и обществе до монументальных книг о всемирной истории. Историей исторической науки, ее становлением и развитием во времени занимается специальная дисциплина —историография.

Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Поскольку передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали.

С конца Х в., как считают исследователи, берет свое начало русское летописание. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил самый знаменитый русский летописный свод "Повесть временных лет".

XIV-XVI вв. вошли в мировую историю как эпоха Возрождения, эпоха гуманизма и рационализма (от латинского ratio — "разум"). Рационализм пришел на смену схоластике, основным тезисом которой было: "главное — верить, а не знать".

B XVII — XVIII вв. в результате успехов естественных наук перед историками была поставлена задача увидеть причины, факторы, объясняющие движение и изменчивость мира. Исторические знания превращались в науку. Был поставлен вопрос о возможности естественно-научного объяснения истории. Была введена новая периодизация истории — разделение ее на древнюю, средневековую и новую, которая принята в исторической науке до наших дней. Стали различать авторский текст, вводилась система ссылок на документы. В России процесс становления исторической науки был связан с именами выдающихся исследователей XVШ века—В.Н Татищева и М.В. Ломоносова.

Сегодня, когда Россия переживает сложные и мучительные годы поиска оптимального для страны пути развития, особенно обострилась борьба в сфере исторического знания. Можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход истории. Многие современные сочинения по истории написаны с позиций теории презентизма (от английского слова present — настоящий). Сторонники этой теории убеждены, что история непознаваема, и каждое поколение переписывает историю заново, исходя из своих убеждений с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов.

Все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: линейный тип (признание поступательного, прогрессирующего движения человечества от низших форм к высшим, через которое, как правило, — хотя и в разное время — проходят все народы) или циклический тип (развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций или культурно-исторических типов). В последнее время цивилизационный подход, как его называют некоторые историки, получил широкое распространение в учебных пособиях по русской истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: