Состав и структура экономической информационной системы

В связи с большим количеством функциональных особенностей для ЭИС может быть выделено множество различных классификационных признаков. Так, в соответствии с уровнем применения и административным делением можно различать ЭИС предприятия, района, области и государства.

По сфере применения различают: банковские, фондового рынка, страховые, налоговые, промышленных предприятий и организаций, статистические и другие экономические информационные системы.

Как и всякая другая система, ЭИС состоит из элементов или подсистем, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с их элементами образуют структуру системы. Иными словами, ЭИС - это часть реальной действительности, представленная в виде множества элементов и отношений между ними.

В ЭИС можно выделить две большие части: обеспечивающую и функциональную. Обеспечивающая часть ЭИС состоит из технического, программного, информационного, организационного, правового и других видов обеспечения.

К техническому обеспечению относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры условно можно разделить на два класса: персональные и высокопроизводительные (суперкомпьютеры). Компьютеры могут объединяться в локальные вычислительные сети (ЛВС). В ЛВС известно несколько режимов работы. Наиболее простой режим не предполагает специально выделенного компьютера, ресурсы которого распределяются между другими машинами. Каждая ЭВМ имеет свои собственные ресурсы и ресурсы, предоставляемые другим компьютерам. Второй ре­жим предусматривает выделение отдельного компьютера (файл-сервера) для обслуживания сетевых программ и других компьютеров, на этой машине находятся общие программы и базы данных. Третий режим также предполагает выделение отдельного компьютера и известен под названием клиент-сервер. В отличие от предыдущего в данном случае на сервере находятся не только общие базы данных, но и программы поиска и записи, что позволяет "клиентам" (другим программам, расположенным на удаленных компьютерах) запрашивать не всю информацию из базы данных, а только частично или полностью обработанную сервером. ЛВС могут объединяться между собой и распределять ресурсы.

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и документов, необ­ходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Операционная система - это программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно общаться с компьютером: запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл и т.д.

Системы программирования представляют собой инструментальные средства для квалифицированных пользователей-программистов, предназначенные для проектирования функционального программного обеспечения.

Сервисные программы предоставляют ряд услуг по обеспечению эксплуатации ЭВМ и программного обеспечения.

Для функционирования ЭИС необходимы также следующие виды программного обеспечения:

- тестовые и диагностические программы;

- программные средства телекоммуникации;

- программные средства защиты информации от несанкционированного доступа и других воздействий;

- программные средства подтверждения целостности передаваемого документа и идентификации подписи пользователя;

- программный интерфейс с другими компьютерными системами и др.

Прикладное (функциональное) ПО - это программные средства для конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий (настройка автоматизированного рабочего места - АРМ, СУБД, гипертекстов, мультимедиа, экспертных систем, подсистем ЭИС).

Прикладное ПО принято делить на: универсальные программные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные пакеты программ и др.); профессиональные программные средства, ориентированные на различные специальности и специализации как для экономистов, так и не экономистов; прочие программные средства (обучающие, деловые игры, развлекательного характера и т.д.)

Информация, необходимая для обеспечения функционирования системы управления, - представляет собой информационное обеспечение, которое формируется в результате обработки специфического сырья, известного под названием данные. Данные отражают конкретные финансово-хозяйственные факты, состояние или процессы и имеют собственный материальный носитель: бухгалтерские и финансовые документы, сигналы, поступающие от датчиков, дисплеи, магнитные носители и т.д.

Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объектом управления). Для внешней информации характерны приблизительность, неточность, обрывистость, противоречивость. Это информация о состоянии рынка и конкурентах, прогнозах процентных ставок и цен, налоговой политике и политической ситуации. Такая информация носит вероятностный характер и ее обработка стандартными программными средствами затруднена. Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает различные временные интервалы развития объекта управления, его финансово-хозяйственное состояние и директивные цели. Эта информация, как правило, формализуется, измеряется и в управленческих документах фиксируется как точная информация.

Информация может быть внемашинной и внутримашинной. К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например, документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.). Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях в виде файлов.

Все документы, относящиеся к ЭИС, а также файлы внутримашинной информационной базы можно разбить на входные и результатные. Входные документы и получаемые на их основе файлы, в свою очередь, делятся на оперативные, где отражаются факты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и условно-постоянные, где указаны материальные, трудовые, технологические и прочие нормы и нормативы, а также все справочные данные.

Выходные документы и файлы также имеют свою классификацию. Они делятся на те, которые предназначены для применения конечным пользователем, для использования информационной системой при решении других задач (транзита) и решении задач в последующий период.

Организационное обеспечение включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Основными функциями персонала ЭИС является разработка:

- юридических и правовых норм для работы управленческого аппарата в условиях компьютеризации;

- документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правила выхода из нештатных ситуаций;

- методической документации для подготовки управленческих работников к работе в условиях компьютеризации и др.

Правовое обеспечение ЭИС представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус. Правовое обеспечение осуществляет также регулирование разработки ЭИС и взаимоотношений разработчика и заказчика. Правовое обеспечение включает общую и специальную части: первая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, а вторая осуществляет юридическую поддержку принятия решений.

Функциональная часть ЭИС представляет собой совокупность взаимосвязанных задач различных подразделений объекта управления, формализованная и переведенная на компьютерную основу. Фактически она является моделью системы управления объектом. Функциональная часть разбивается на подсистемы (декомпозиция), конкретный состав которых определяется признаком декомпозиции. ЭИС может быть декомпозирована по разным признакам:

- по уровню управления (высший, средний, оперативный);

- виду управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы);

- сфере применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.);

- функциям управления и периодом управления.

Выбор признаков декомпозиции ЭИС зависит от специфики объекта управления и целей ее создания.

Состав задач в ЭИС определяется важностью той или иной функции управления, возможностью формализации управленческих процедур, уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров, наличием информационной базы и технических средств и другими факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: