Продолжает снижаться качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского.
Перестройка и ориентация России на экономические пути развития привели к оттоку научных кадров по двум направлениям:
- В течение 90-х годов Россию покинули более 350 тыс. высококвалифицированных научных работников.
- Более 1миллиона научных работников, занятых в научной сфере и не имевших возможности выехать за границу ушли в бизнес.
Причины – отказ от целевого государственного финансирования, экономический кризис, недостаточное внимание государства процессам инновационного развития.
В образовательном процессе сделана ставка на универсальную систему подготовки учащихся средней школы.
Внедрена система оценки универсальной знаний ЕГЭ.
Практически полностью разрушено профтехобразование.
В отличие от ряда развитых стран (США), где недостатки базового образования в определенной части «выправляются» в системе высшего образования, в России и в вузовском образовании до последнего времени наблюдались тенденции деградации, российские вузы не попадают в первые две сотни.
|
|
В высшем образовании активное участие принимают негосударственные образовательные учреждения, которые готовят кадры в сфере услуг (юрист-экономист).
Статус специальности врача, педагога, инженера непопулярны вследствие низкого уровня заработной платы.
Высшая школа переходит на двухуровневую подготовку – бакалавр-магистр. Эффективность такого перехода покажет будущее.
С 2005 года руководство страны обращает внимание на проблемы в экономическом развитии и приходит к выводу, что экономический прорыв возможен только при наличии высоких технологий и в узком спектре экономики.
Сделаны первые шаги в этом направлении:
- Создаются крупные научные центры, в которых аккумулируются наиболее подготовленные кадры, в т.ч. и из-за рубежа (Сколково).
- Повышается уровень зарплаты учителям, врачам (до среднего в промышленности региона).
- Привлекаются инвестиции в инновационные проекты Государственные и иностранные).