Формирование умений говорения, как видно из программы, является одной из ведущих целей начального иноязычного образования. Говорение имеет две формы – диалогическую и монологическую.
Диалог – это общение двух людей, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику. Диалогическая речь является первичной формой общения, в сравнении с монологической, и характеризуется ситуативностью (связана с обстановкой, в которой происходит разговор и с отношениями партнёров по общению); контекстуальностью (каждое очередное высказывание обусловлено предыдущим), реактивностью (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул), простотой синтаксического построения и эллиптичностью (использование неполных предложений, сокращение языковых средств), спонтанностью (которая проявляется в паузах нерешительности, повторах, поэтому важно научить детей пользоваться в речи разного рода разговорными формулами) и эмоциональностью.
Основной единицей диалога является диалогическое единство, которое состоит из двух реплик, принадлежащих разным собеседникам: реплики-стимула и реплики-реакции. Эти реплики объединены семантически и структурно: Can you dance? – No, I can’t.
|
|
Основу содержания обучения диалогу в начальной школе составляют следующие диалогические единства:
вопрос – положительный ответ (Do you like lemonade? – Yes, very much.);
вопрос – отрицательный ответ (Do you like cola? – No, I don’t.);
утверждение – согласие (The weather is nice today! – It is!);
утверждение – несогласие (Your sister can skate. – No, she can’t.);
просьба – отрицательный ответ (Call me in the evening! – Sorry, I can’t.);
просьба – положительный ответ Give me a pen, please! Here you are.);
приглашение (к действию) – согласие (Let’s sing! – With pleasure!);
приглашение – несогласие (I’d like you to join our football club. – Sorry, I don’t like football.)
В начальной школе дети учатся строить диалоги следующих видов: диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-интервью.
Самая важная задача – сформировать у детей базовые умения диалогической речи, обеспечивающие ход беседы:
1) умение стимулировать собеседника на высказывание. Стимулом может быть:
– вопрос, например: Сan you swim?
– утверждение, например: Birds like bread.
– просьба, предложение, например: Give me a white dog. Let’s sing together!
2) умение реагировать на речевой стимул. Ответ на вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. С утверждением можно согласиться и не согласиться.
3) умение развёртывать реплику-ответ для придания высказываниям характера беседы. Например: Is your Dad a doctor? No, he is not. He is an accountant. My dad is fond of calculating!