Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских существует философских школ, направлений и взглядов. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. Рассмотрим основные.
Период истории, философская эпоха
| Авторы основных концепций
| Понимание «общества»
|
Античность
| Платон (идея справедливости), Аристотель (справедливость – сочетание добродетелей человека)
| рассматривали общество как воплощение идеи справедливости и необходимости построения именно такого общества, как совокупность людей, стремящихся жить по законам справедливости
|
Средние века
| Августин
| различает «град небесный» и «град земной» (человеческое общество). Все в граде земном, что противоречит граду небесному, но стремиться соответствовать небесному граду
|
Новое время
| Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо
К. Маркс
| концепциям равноправия членов общества и общественного договора задачей которого является самосохранение человека, иначе люди перебьют друг друга, как суверенитет народа, признак человека разумного.
Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности
|
20 век
| Макса Вебера, Парсонс, Сорокин
Э. Гуссерль
М. Фуко
Дж. Остин
| - всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование системы социальных действий людей, смысл которых в выработке ценностей
- Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания
- свободный практический и творческий выбор
- коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организованной дискуссии
- жизнь людей согласно их речевым актам
|
Новое время и Современная Россия
| B.C. Соловьева
Н.А. Бердяев
| В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (соборность) «Сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего общественного мира...».
- Первичность общества по отношению к личности Бердяев решительно отвергает. В центре всего помещается личность. «Центр нравственной жизни в личности, а не в общностях, — пишет он. — Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд»
|