Особенности вредного воздействия на окружающую среду железнодорожного транспорта:
1) потребитель большой номенклатуры химических веществ;
2) технологические процессы характеризуются относительно высоким динамизмом;
3) высокая доля вредных факторов, связанных с контактом работников с химическими веществами (около 40 %).
Основные предприятия по вредному воздействию на атмосферу:
· локомотивные и вагонные депо, вагоноремонтные заводы;
· Борисовский шпалопропиточный завод;
· дистанции пути, ПМС, автобазы, СМП;
· промывочно-пропарочные станции Барбаров и Новополоцк.
Наиболее значимые техпроцессы по вредному воздействию на атмосферу:
1) сжигание углеводородного топлива (в котельных, пескосушилках, кузнечных горнах, двигателях внутреннего сгорания);
2) сварочные и наплавочные работы (включая сварочные работы на нефиксированных рабочих местах);
3) очистка узлов, агрегатов и подвижного состава (включая мойку в щелочных растворах, СМС, сложных технических смесях, пропарку цистерн из-под нефтепродуктов, обезжиривание и химическую чистку);
4) пропитка и сушка деревянных шпал.
Наиболее проблемные источники загрязнения атмосферы:
– пункты реостатных испытаний тепловозов;
– химчистки спецодежды;
– позиции пропарки цистерн;
– стационарные тепловые установки;
– погрузка и хранение насыпных материалов;
– источники с выбросом твердых частиц.