Диспансеризация детей с нарушениями развития зубочелюстной системы – основной метод динамического наблюдения и реабилитации детей у ортодонта.
Вопросами организации диспансеризации в ортодонтии посвящено много работ. Наиболее значимыми в методологическом аспекте следует считать публикации А.Д. Осадчего (1962), М.З. Миргазизова и В.Т. Малькова (1970), Т.Ф. Виноградова и Н.Г. Снагиной (1978, 1988), Ю.Л. Образцова (1980), А.Н. Еловиковой (1982), И.Г. Иргенсоне и соавт. (1984), Ф.Я. Хорошилкиной, Ю.М. Малыгина и соавт. (1985).
Одним из важнейших в развитии человеческого организма является эмбриональный период. Его следует рассматривать как фундаментальный, во многом определяющий устойчивость, правильную закладку и последующее развитие всех органов и систем детского организма (Фалин Л.И., 1963). В этом периоде зубочелюстные аномалии могут быть проявлением наследственных, хромосомных болезней.
Возможности современного устранения генетических факторов риска зубочелюстных аномалий весьма ограничена, а эффективность профилактических мероприятий даже при длительном наблюдении низка. Следовательно, мероприятия по профилактики наследственно обусловленных аномалий и пороков развития быть сведены к медико-генетическому консультированию.
|
|
Диспансерные группы по А.Д. Осадчему (I, II, III, IV) и ВОЗ (0, I, IIa и IIб), которые представлены в схеме с целью профилактики зубочелюстных аномалий.
Диспансерная группа | Состояние и заболевания, при которых дети подлежат диспансерному наблюдению | Особое внимание обращается на: | Основные пути оздоровления |
0 (I) | Дети с нормальным прикусом | Общее развитие организма, формирование прикуса, поражение зубов кариесом. | Гигиеническая гимнастика, рациональное питание, правильный уход за полостью рта. |
I (II) | Дети, имеющие предрасположение или фоновые процессы для формирования аномалий зубочелюстной системы: - с вредными привычками - патологией ЛОР-органов - неправильным глотанием - нарушение речи - последствиями рахита - короткими уздечками верхней губы и языка - мезиальным или дистальным соотношением молочных моляров - дефектами коронок зубов и зубных рядов - нестершимися буграми молочных клыков - патологической стираемостью зубов - несмыкающейся ротовой щелью | Борьбу с вредными привычками, регуляцию дыхания, жевания, глотания, речи, миодинамического равновесия, отсутствие дефектов осанки. | Те же, а также: - санация носоглотки и нормализация дыхания - нормализация жевания, речи, глотания - удлинение уздечки языка - удлинение уздечки верхней губы после прорезывания 1/1 - подшлифорвка бугров молочных клыков у детей старше 4,5 лет - устранение вредных привычек - логопедическое обучение - замещение дефектов коронок зубов - стабилизация высоты прикуса |
IIа (III) | Дети, имеющие не резко выраженные (без лицевых симптомов) аномалии прикуса, с неправильно прорезывающимися отдельными зубами, с дефектами зубных рядов | На правильное формирование функций, своевременное устранение этиологических факторов | Дыхательная, корригирующая гимнастика, использование давящих повязок на губу, подбородочной пращи, вестибулярных пластинок, массаж пальцевой в области неправильно прорезывающихся зубов, гимнастика шпателем, профилактическое зубное протезирование |
IIб (IV) | Дети с выраженными зубочелюстными аномалиями, сопровождающимися лицевыми симптомами и функциональными нарушениями, дефектами зубного ряда и аномалиями прикуса, последствиями травм, опухолей, воспалительных процессов, расщелиной верхней губы и неба | Устранение этиологического фактора, регуляция функций жевания, дыхания, глотания и речи, формирование правильной осанки | Устранение этиологического фактора, дыхательная и корригирующая гимнастика, специальная гимнастика, аппаратурное ортодонтическое лечение |
В своевременном выявлении и устранении факторов риска, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий, важное значение имеет активное участие родителей, медицинского персонала и воспитателей детских дошкольных учреждений. Непременным условием этого участия является их осведомленность по всему аспекту вопросов, касающихся причин возникновения стоматологических заболеваний у детей, включая зубочелюстные аномалии. Поэтому детский стоматолог обязан проводить постоянную работу по повышению медицинской грамотности данного контингента.
|
|